Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Акция "Дом без насилия"

Дата: 18 апреля 2018 в 16:58, Обновлено 20 апреля 2018 в 23:35
606 просмотров

С 18 по 28 апреля проходит республиканская профилактическая акция "Дом без насилия".

Домашнее насилие
В Конвенции о правах ребёнка сказано: семья является «естествен-
ной средой для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей», 
в связи с чем признаётся, что семья обладает самыми широкими воз-
можностями для защиты детей и обеспечения их физической и эмоцио-
нальной безопасности.
Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его 
дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком нахо-
дятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. 
Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях же-
стокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие 
в отношении детей имеет различные формы и определяется целым ря-
дом факторов, в том числе характером или личностными проблемами 
окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утвержде-
ние, что подобное явление имеет место только в социально неблагопо-
лучных семьях, сейчас уже признано мифом.
Нередко в семье создаются предпосылки для насилия над детьми, так 
как именно в семье, являющейся социализирующим фактором, порой за-
кладывается фундамент искажённой системы ценностей, познавательной 
и поведенческой некомпетентности, эмоциональной депривированно-
сти, которые составляют основу асоциальности, деструктивности, агрес-
сивности и т. п. В последние десятилетия к насилию, совершаемому ро-
дителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было 
отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также 
неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. В зависи-
мости от возраста и уровня развития жертвы насилия агрессорами могут 
быть, например, родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья 
или сестры и другие члены семьи и попечители.
Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом 
дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического 
и (или) психологического воздействия. Как свидетельствуют данные 
ООН, одной из основных причин смертности и заболеваемости детей в 
младенческом, раннем и дошкольном возрасте становится небрежное 
отношение родителей: оставление ребёнка без присмотра, отказ в 
удовлетворении его физических и психологических потребностей, 
несвоевременное обращение за медицинской помощью и пр. 
Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное 
безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут 
нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым 
является родитель. 
Домашнее насилие – это всегда определённая система поведения 
одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью 
сохранение власти, контроля и внушение страха, т. е. регулярные 
агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи. В 
результате объект насилия испытывает унижения, ему может быть 
причинён вред или нанесена травма, а иногда печальным итогом 
становится его смерть. 
Ещё одно определение домашнего насилия: умышленные действия 
физической, психологической, сексуальной направленности одного 
члена семьи по отношению к другому, нарушающие его права, свободы, 
законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психологи-
ческие страдания.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
● со стороны мужа по отношению к жене;
● со стороны жены по отношению к мужу;
● со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
● со стороны старших детей по отношению к младшим;
● со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям 
или престарелым родственникам;
● со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Под жертвой насилия в семье понимается человек, перенёсший 
физические и (или) психологические страдания в результате 
совершённого в отношении него насилия, независимо от того, признан 
ли он потерпевшим в установленном законом порядке или сам считает 
себя таковым.
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищённые 
члены семьи (женщина, ребёнок, престарелые члены семьи, инвалиды). 
В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и 
дети. Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия од-
новременно.
Одна из важнейших особенностей семейного насилия состоит в том, 
что оно представляет собой повторяющиеся во времени случаи множе-
ственных видов насилия (физического, сексуального, психологического 
и экономического). Здесь важно отметить разницу между семейным кон-
фликтом и эпизодом насилия: если конфликт носит локальный, изолиро-
ванный характер, то насилие имеет системную природу и состоит из сле-
дующих друг за другом инцидентов. В основе конфликта обычно лежит некая конкретная проблема, ко-
торую можно разрешить. Семейное насилие, наоборот, применяется с 
целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. 
Обидчик может перечислять разные поводы для насильственного акта, 
но все они, на самом деле, не входят в число реальных причин насилия. 
Основная сила, движущая обидчиком, – стремление установить аб-
солютную власть над ребёнком или другим членом семьи. В «хрониче-
ской» ситуации домашнего насилия один человек контролирует или 
пытается контролировать поведение и чувства другого, которому мо-
жет быть причинён вред, нанесён ущерб или травма. В ситуации наси-
лия страдает не только жертва агрессии. От семейного террора страда-
ют все. 
Можно выделить пять основных форм действий, составляющих 
природу семейного насилия:
● физическое насилие;
● сексуальное насилие;
● психологическое насилие; 
● экономическое насилие;
● неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.
Понятие домашнего насилия не ограничивается местом, где произо-
шел эпизод. Инцидент может случиться в доме, где проживает семья, вне 
дома, когда обидчик и его жертва (например, один из родителей и дети) 
находятся на отдыхе, на улице, в иных местах.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
- если насилие уже имело место, то обычно с течением времени 
частота его повторения и степень жестокости возрастают; 
- насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями 
измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
- часто наблюдается сочетание различных видов насилия.
Типичная модель семейной жестокости представляет собой примене-
ние силы по отношению к более слабому. Сила может быть физической 
или же определяться статусом. Оба эти вида превосходства имеют место 
в случаях семейного насилия. При анализе домашнего насилия возникает 
ряд трудностей. Насилие в семье часто скрыто. Это объясняется, с одной 
стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные 
органы (некоторые не доверяют им или боятся изменения привычных от-
ношений после вмешательства представителей официальной власти и т. 
п.), а, с другой стороны, – невозможностью страдающих от насилия чле-
нов семьи обратиться в специальные центры за помощью (это относится в первую очередь к детям и пожилым людям). Особой латентностью харак-
теризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное. 
Таким образом, насилие в семье есть реальное действие либо угроза 
физического, психологического, сексуального или экономического 
насилия со стороны одного лица по отношению к другому, а иногда 
и нескольких членов семьи по отношению к конкретному члену 
семьи (например, родителей по отношению к ребёнку), а также 
неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. 
Когда ребёнок находится в ситуации домашнего насилия
Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей 
подвергается насилию, обычно называют «дети  – свидетели домашнего 
насилия». Термин же «ребёнок, находящийся в ситуации домашнего 
насилия» вносит большую ясность, так как охватывает множество форм 
насилия, которые приходится переживать детям. Хотя родители часто 
уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего 
насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное. 
Исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет ме-
сто домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Всё чаще 
проводятся исследования воздействия домашнего насилия на детей, 
проблем, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия, и 
защитных факторов, влияющих на их реакцию на насилие. 
Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на 
четыре основные категории:
● он понимает, что происходит насилие;
● он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель; 
● он вмешивается в ситуацию или используется в процессе 
насильственных действий (например, становится «живым 
щитом» против виновника насилия);
● он переживает последствия акта насилия.
Вовлечение детей в ситуации домашнего насилия может также 
подразумевать использование их в качестве «шпионов» для получения 
каких-либо сведений у взрослого-жертвы; детей могут заставлять 
смотреть на насилие над жертвой или принимать в нём участие, а также 
виновник может использовать ребёнка в качестве условия для того, чтобы 
заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии. 
Некоторые дети в результате домашнего насилия получают 
физические травмы. Иногда агрессоры намеренно совершают над 
своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие чтобы унизить и контролировать своего партнёра (под партнёром здесь 
понимается супруг или сожитель). Часто дети получают повреждения 
случайно, во время совершения насилия над взрослым-жертвой. Ребёнка 
может поранить брошенный предмет или оружие, используемое против 
жертвы. Нападения на детей младшего возраста могут совершаться, 
когда жертва держит ребёнка, а дети постарше могут пострадать, когда 
они вмешиваются в акт насилия. 
Кроме того, что ребёнок становится свидетелем и участником 
акта грубого поведения, многих детей потом запугивают, чтобы они не 
рассказывали об эпизоде насилия, не раскрывали «семейную тайну».
Влияние домашнего насилия на детей
Дети, живущие в атмосфере домашнего насилия, сталкиваются с 
многочисленными рисками, например, с опасностью травмирования, 
риском остаться без средств поддержания жизни, риском подвергнуть-
ся насилию, риском утраты одного или обоих родителей. Всё это может 
иметь для детей отрицательные последствия. 
Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у 
детей трёх категорий проблем, связанных с тем, что ребёнок является 
свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:
● поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – бо-
лее высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызываю-
щее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстни-
ками, братьями и сестрами, неумение налаживать социальные 
отношения; низкая самооценка;
● когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая 
когнитивная функциональность, плохая учёба в школе, нехватка 
навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие 
грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные 
стереотипы и главенство мужчин;
● проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий 
уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрас-
те, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его 
использованию.
Дети также демонстрируют конкретные проблемы, относящиеся к 
их физическому, физиологическому и социальному развитию. У детей 
школьного возраста могут быть проблемы в отношениях со сверстника-
ми и в учёбе, трудности с сохранением эмоциональной стабильности. По 
словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связан-
ных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.
Возможные симптомы и особенности поведения у детей, нахо-
дившихся в ситуации домашнего насилия
● Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об 
опасности;
● физические симптомы (головные боли или боли в животе);
● сверхбдительность в отношении опасности или получения 
травмы;
● драки, нанесение побоев другим детям или животным;
● перепады настроения или вызывающее поведение;
● замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;
● апатия, депрессия, упадок сил;
● чувство одиночества и изоляции;
● злоупотребление алкоголем и наркотиками (в настоящее время 
или в будущем);
● попытки суицида или опасное поведение;
● плохая успеваемость в школе;
● сложности с концентрацией и вниманием;
● страх разлуки с родителем, не применяющим насилия;
● чувство, что все старания недостаточны;
● принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;
● чрезмерное беспокойство;
● энурез, отставание в развитии;
● диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»);
● идентификация себя с виновником насилия или повторение его поведения.

АЛКОГОЛЬ – СПУТНИК ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

В 1975 г. 38-я сессия Всемирной организации здравоохранения офи-

циально признала алкоголь наркотиком, разрушающим здоровье челове-

ка. Спиртное – точно такой же наркотик, как марихуана, гашиш, героин.

В настоящее время учеными доказано, что нет безопасных, а тем бо-

лее полезных доз алкоголя: так, 100 г водки губит 7,5 тыс. активно рабо-

тающих клеток головного мозга.

По оценке Всемирной организации здравоохранения, от злоупо-

требления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек, значи-

тельную долю которых составляет молодежь. Употребление алкоголя во

всем мире является третьим ведущим фактором риска расстройств здо-

ровья. Самые разнообразные проблемы на почве алкоголя могут иметь

тяжелейшие последствия для индивидов и их семей и серьёзно влиять

на жизнь общества.

Данная проблема существует и в нашей стране. В целях снижения уров-

ня алкоголизации населения в Республике Беларусь проводится последо-

вательная государственная политика. В 2011 г. принята Государственная

программа национальных действий по предупреждению и преодолению

пьянства и алкоголизма на 2011-2015 гг., которая утверждена постановле-

нием Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27

Подобные меры связаны с тем, что употребление алкоголя не толь-

ко наносит вред здоровью пьющего, но и является комплексной пробле-

мой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспита-

тельный, правовой, психологический.

Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не

случайно среди причин разводов в экономически развитых странах ал-

коголизм одного из родителей достигает 60-80%. В настоящее время в

странах СНГ примерно половина разводов происходит по инициативе

женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагопри-

ятно отражается на здоровье всех её членов. В таких семьях складыва-

ется обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и

обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны

родителей, отсутствие взаимопонимания – всё это ведёт к умственной

ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Изучение состояния детей, чьи родители злоупотребляют алкого-

лем, показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает

отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребёнка.

Насилие в алкогольной семье бывает:

явным (физическое и сексуальное);

скрытым (психологическое), которое проявляется в запугивании,

притеснении, эксплуатации.

Вся жизнь алкогольной семьи характеризуется непостоянством и

непредсказуемостью. Члены семьи активно отрицают алкогольную за-

висимость, стремятся тщательно скрывать неблагополучие своей семьи

от посторонних и даже друг от друга, практически запрещая обсуждение

этой темы. По мнению самих опрошенных, жизнь алкогольной семьи по-

строена на лжи, и даже её членам порой трудно распознать правду.

Усилению или появлению отклонений в поведении детей, рожденных

в семьях, злоупотребляющих алкоголем, также способствует неправиль-

ное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети

брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ

жизни, когда ребёнок является «лишним», отвергнутым, видит постоян-

ные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребёнка

(недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и не-

предсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование

специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребён-

ка и его внутренним конфликтом, возникающим в ответ на действие иду-

щих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Внутренний конфликт является результатом столкновения в созна-

нии ребёнка противоположных, аффективно окрашенных отношений

к близким людям. При семейном алкоголизме подобные переживания

возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пью-

щему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у де-

тей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.

Выделяют общие черты, присущие детям алкоголиков в плане ста-

новления их характера как сочетания врождённых факторов и внешних

влияний.

Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны.

Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая

разновидность долговременной эмоциональной памяти.

Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации.

Ребёнок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими

переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталки-

ваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все дети ал-

коголиков не способны идентифицировать или выразить свои чувства.

Ребёнок фактически изолирован от чувств. С рождения он ощуща-

ет диссонанс между поведением родителей и их уверениями в том, что

всё в порядке, ничего не произошло. Он учится не замечать, не реагиро-

вать на чувства других и старается держать свои переживания в себе. То

есть импрессивность (склонность к внутренней «переработке» чувств и

переживаний) – качество, также присущее большинству детей из алко-

гольных семей.

Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесённую родителями,

которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают по-

боями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети ни-

когда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно

и необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они пони-

мают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то всё равно защи-

щают близких.

Дети предпочитают переживать всё в душе, поскольку убеждены: того,

о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важ-

нее, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей от-

личаются внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием труд-

но совместимых, противоположно направленных чувств и переживаний,

склонностью к беспокойству и волнениям.

Последнее качество определяется повышенной эмоциональной

чувствительностью, потрясениями и испугами, заостряющими эмоцио-

нальность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родите-

лей, неразрешимостью для ребёнка какой-либо жизненно важной ситуа-

ции, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений,

неспособностью утвердить себя, отсутствием внутренней гармонии.

Мучительные для детей переживания обусловлены хронической

психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психологи-

ческого напряжения. На этом фоне всё новые психологические травмы

усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребёнок не мо-

жет справиться с ними. С учётом наличия внутреннего конфликта и не-

благоприятных жизненных обстоятельств в целом можно говорить о по-

явлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограничен-

ного и уже искажённого опыта, условий воспитания и отношений в се-

мье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психи-

ческое напряжение.

Все эти нарушения приводят к различным формам отклонения в по-

ведении детей. Ребёнок становится грубым, непослушным, стремится

всё сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отме-

чаться пассивные реакции, когда ребёнок уходит из дома и не возвраща-

ется из страха перед родителями, а затем постепенно начинает избегать

общения и со сверстниками.

На этом фоне у ребёнка легко возникают невротические расстрой-

ства: нарушения сна, неустойчивость настроения; могут наблюдаться

тики, заикание, энурез. Более резким проявлением пассивного проте-

ста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно

выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых

случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Ещё одной формой нарушения поведения детей при семейном ал-

коголизме является имитационное поведение. У детей в силу их общей

невротизации, лёгкой внушаемости, эмоционально-волевой неустой-

чивости имеется повышенная склонность к формированию социально

отрицательных форм имитационного поведения, таких как сквернос-

ловие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти

примеры убедительно демонстрируют роль окружения в предупрежде-

нии нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжёлой семейной обстановки указанные

нарушения поведения постепенно нарастают и приобретают для ребён-

ка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все перечисленные нарушения могут стать основой для формиро-

вания стойких патологических свойств личности, затрудняющих её со-

циальную адаптацию.

И, наконец, стоит помнить: конфликты в семье возникают как тогда,

когда алкоголем злоупотребляют взрослые, так и в тех случаях, когда к

распитию спиртных напитков пытаются приобщиться подростки.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.