Новости федерации профсоюзов Беларуси
Белорусский профсоюз работников образования и науки: история и современность
Родословная Белорусского профессионального союза работников образования и науки берёт свое начало в конце XІX – начале XX столетия.
В этот период создавались, оказывали необходимую помощь педагогам (денежную, в том числе на лечение, оздоровление, профессиональное образование детей учителей, предоставление им общежития на время обучения, организация санаторного лечения педагогов и др.) общества взаимопомощи учителей народных училищ Виленской (1899 год), Витебской (1897), Гродненской (1899), Минской (1901) и Могилевской (1900) губерний.
Необходимость консолидации учительства подтолкнули к проведению в 1903 году Всероссийского Съезда учительских обществ взаимопомощи. В целях улучшения условий труда учителей, повышения их образовательного уровня и укрепления учительских объединений на Съезде было принято решение о подготовке Устава Всероссийского союза учительских обществ.
Процесс развития профсоюзного движения в среде педагогов активизировался под влиянием растущего рабочего движения, на гребне драматических событий первой революции в России. В 1905 году на Учредительном съезде было провозглашено создание Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. Фактически был создан Профессиональный союз.
Всплеск активности профессионального движения педагогов Беларуси пришелся на 1906 год.
К исходу мая 1907 года на территории пяти губерний Беларуси существовал 101 профсоюз, объединявший 14533 члена.
Вплоть до 1917 года профессиональные объединения педагогов имели скрытые формы (педагогические общества, кассы взаимопомощи), поэтому нередко закрывались властями при первом же подозрении на нелегальную деятельность.
В отраслевом профсоюзном летоисчислении рубежными, отправными стали два значимых события: в июле 1919 года было организационно оформлено создание Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры. Осенью 1920 г. в г. Минске было создано Временное правление союза работников просвещения и социалистической культуры, оно провело подготовительную работу по созыву съезда, который состоялся 8 – 11 января 1921 года. Именно от этого съезда фактически ведется отсчет истории отраслевого профсоюза работников образования.
С 1922 по 1934 год профсоюз работников просвещения объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, ВУЗов и политпросветучреждений. В эти годы профсоюз активно участвует в становлении и развитии отечественной системы образования, воспитания, в поэтапном осуществлении всеобуча, ликвидации массовой неграмотности, осуществлении культурной революции. В 1931 году за успехи в деле образования, активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности профсоюз был награжден республиканским орденом Трудового Красного Знамени.
В 1934 году профсоюз работников просвещения был разукрупнен и вместо него образованы 8 самостоятельных профсоюзов: работников начальных и средних школ РСФСР, Беларуси, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политпросветучреждений.
Отраслевой профсоюз при любых реорганизациях не упускал главное: всемерно содействовал развитию и совершенствованию системы образования, улучшению охраны здоровья, условий труда и быта, повышению уровня благосостояния работников отрасли. Функции, выполняемые профсоюзом, предоставленные ему весьма обширные полномочия служили именно этим высоким целям. Верность им он доказал и в тяжелое время Великой отечественной войны. Члены отраслевого профсоюза в тот период считали себя не по форме, а по сути «мобилизованными и призванными».
После освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков наипервейшим делом для профсоюза стало возрождение системы образования. Профсоюз активно включился в работу по восстановлению системы образования, повышению квалификации учителей, выявлению и оказанию помощи детям-сиротам, полусиротам. Особое внимание обращено на своевременность выплаты заработной платы, обеспечение спецодеждой, строительство жилья для учителей, кадровое обеспечение, материально-техническое состояние учебных заведений, которые зачастую размещались в наемных помещениях, обкомами профсоюза принимаются решения о строительстве школ методом народной стройки.
В 1948 году ради быстрейшего восстановления и развития народного образования происходит объединение профсоюза работников начальных и средних школ с профсоюзом работников дошкольных учреждений, а в 1956 году профсоюз был переименован в профсоюз работников просвещения.
В октябре 1957 года профсоюзы просвещения всех республик СССР объединились в единый профсоюз, в который вошли также работники высшей школы и научных учреждений. Профсоюз стал называться профсоюзом работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Белорусской ССР. Он внес достойный вклад в общегосударственное, всенародное дело возрождения, развития и совершенствования системы образования и воспитания подрастающих поколений. Во многом благодаря творческим усилиям и высокому профессионализму учительского, профессорско-преподавательского корпуса республики белорусская модель образования по ряду своих параметров вышла на передовые, лидирующие позиции.
Приоритетными для профсоюзов в то время были определены организационно-производственные функции: участие в решении производственных задач, укреплении трудовой дисциплины, регулировании социально-трудовых вопросов, охране общественного порядка, организации деятельности товарищеских судов. Более того, на профсоюзы с 1933 года было возложено выполнение ряда государственных функций: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда, управление социальным страхованием. Профсоюзы имели прямое отношение к жилищному строительству, распределению жилья, выдаче путевок в санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, организации туризма, физической культуры, спорта и многому другому.
Республиканская организация профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений просуществовала до сентября 1990 года. Переходный период, в который вступила страна, оказался сложным и противоречивым. В обстановке начала 90-х гг. профсоюзы остались практически единственной массовой организацией, выражающей, защищающей интересы людей труда.
В сентябре 1990 года состоялся I съезд профсоюза работников образования и науки Беларуси, на котором были приняты временный Устав и Программа деятельности, провозглашены самостоятельность, независимость профсоюза от органов власти, политических партий и движений.
Благодаря совместным усилиям Республиканского комитета профсоюза и Министерства народного образования Республики Беларусь в 1991 году дважды повышалась заработная плата педагогических работников, в результате чего она возросла в 2,5 раза. Были повышены стипендии студентам и учащимся. Впервые в отрасли был образован премиальный фонд в размере 2 процентов от общего фонда заработной платы, введена дифференцированная оплата труда в зависимости от категории. Установлены 10-процентные надбавки за обучение и воспитание на белорусском языке. Дважды повышалась заработная плата работникам высшей школы. 3 мая 1991 г. впервые заключено отраслевое соглашение Республиканского комитета с Министерством народного образования.
Лейтмотив Программы основных направлений деятельности профсоюза на 1995-2000 годы, принятой на II съезде Белорусского профсоюза работников образования и науки в апреле 1995 года: перемещение центра тяжести профсоюзной работы на выполнение защитных функций, организационное укрепление профсоюза, усиление единства действий всех его звеньев.
На III съезде профсоюза, который прошел 6 апреля 2000 г., отмечалось, что совместными усилиями Республиканского комитета профсоюза и Министерства образования удалось добиться многих существенных подвижек в решении социально-значимых задач: введено повышение тарифных ставок и должностных окладов за стаж работы по специальности и в отрасли до 20 %, а с 1 января 2000 г. – до 30 %; выделены средства в размере 10 % планового фонда заработной платы на установление надбавок стимулирующего характера к ставкам заработной платы и должностным окладам руководителей, специалистов и служащих; снижена недельная нагрузка учителям начальных классов с 20 до 18 часов в неделю.
Важным достижением стало установление выплат на методическую литературу в размере одной минимальной заработной платы основным категориям педагогических работников учреждений просвещения, а также введение доплат за квалификационные категории в размере 10 – 30 % ставки заработной платы (должностного оклада).
По предложению и при инициативном участии профсоюза принята программа «Учитель», в результате выполнения которой среди других значимых мер были увеличены средства на премирование работников с 10 до 20% планового фонда заработной платы и введена контрактная форма найма в отношении специалистов учреждений образования, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, с выделением для стимулирования их труда дополнительного фонда заработной платы в размере 30 %.
III Съезд профсоюза принял Программу основных направлений деятельности профсоюза на 2000 – 2005 годы, внес изменения в Устав отраслевого профсоюза и переименовал высший руководящий орган профсоюза в Центральный комитет.
Значительны достижения профсоюза, с которыми он подошел к своему ІV съезду в 2005 году: определена предельная продолжительность рабочего времени до 36 часов в неделю педагогическим работникам, выполняющим преподавательскую работу; изменена тарификация отдельных категорий работников по Единой тарифной сетке; осуществлено совершенствование доплат работникам учреждений образования за отдельные виды работ; введены почасовые ставки оплаты труда для проведения работ, связанных с тестированием, разработкой заданий по олимпиадам и выполнением других работ; расширен перечень категорий педагогических работников, которым предоставляется удлиненный отпуск; установлены надбавки до 100 % должностного оклада научным работникам структурных подразделений за счет бюджетных средств; расширена сфера использования фонда материального поощрения из внебюджетных средств на установление надбавок, премирование работников, учащейся молодежи; урегулированы вопросы исчисления стажа работы по специальности работников негосударственных, ведомственных организаций отрасли.
Съезд определил новые задачи и ориентиры, приняв Программу основных направлений деятельности на 2005 – 2010 годы.
Промежуточные итоги выполнения Программы были подведены в сентябре 2006 года V внеочередным Съездом, необходимость проведения которого была обусловлена возвращением в профсоюз ранее вышедших организаций, созданием первичек в частном секторе отрасли, назревшими изменениями Устава профсоюза, а также наличием новых задач, стоящих перед профсоюзным движением страны в целом и непосредственно в отрасли. Среди завоеваний отчетного периода снижение наполняемости классов в начальной школе, лицейских, гимназических, классах с углубленным изучением дисциплин и т.д.; совершенствование контрактной формы найма в отрасли, порядка исчисления стажа работы по специальности, доплат педагогическим работникам; повышение тарифных ставок работников интегрированных группах дошкольных учреждений, внесение изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников; сохранение студенческих санаториев-профилакториев; восстановление прав на выплаты по государственному обеспечению некоторым категориям обучающихся-сирот, утративших их ранее.
Период 2010-2012 года был особенным для отраслевого профсоюза. Значительной консолидации всех организационных структур в деле защиты прав и интересов педагогов потребовало вступление в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании в 2011 году. Профсоюзные лидеры на всех уровнях стремились найти солидарную с социальными партнёрами позицию по ряду спорных вопросов. Дополнительным стимулом для усовершенствования многих направлений деятельности явилось и 90-летие отраслевого профсоюза (2011 год).
Благодаря совместным усилиям ФПБ, Министерства образования и отраслевого профсоюза с июня 2011 года работникам учреждений дошкольного образования была возвращена прежняя продолжительность отпусков. С октября 2010 года увеличена заработная плата молодым специалистам, педагогическим работникам, низкооплачиваемым категориям работников.
Результатом плодотворного сотрудничества социальных партнеров стало принятие Советом Министра Республики Беларусь решения об увеличении с января 2012 года на 50% тарифных окладов педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава, не имеющих ученых степеней и званий.
Социальные партнеры постоянно вносят органам госуправления и другие инициативы в области оплаты и нормирования труда работников отрасли. В преддверии VII съезда инициирована разработка проекта решения об увеличении размеров доплат к тарифным ставкам воспитателей за сверхнормативную наполняемость групп, введения таких доплат помощникам воспитателей.
В ноябре 2012 года состоялся VII Cъезд Белорусского профсоюза образования и науки, на котором было принято Обращение делегатов съезда к Совету Министров Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси, Министерству образования Республики Беларусь «О заработной плате работников системы образования», принят Устав отраслевого профсоюза в новой редакции. Съезд решил акцентировать внимание на реализации задач повышения уровня оплаты труда, социального статуса всех основных категорий работников системы образования, обучающихся; совершенствования локальных нормативных правовых актов организаций отрасли с учетом современных условий их деятельности; защиты прав и законных интересов работников, в том числе при аттестации педагогических кадров, снижении объемов преподавательской нагрузки, реорганизации, закрытии учреждений образования, пересмотре штатного расписания, проведении эксперимента по переходу на новую систему финансирования учреждений общего среднего образования, ряда других актуальных вопросов.
В апреле 2015 года состоялся очередной VIII Съезд отраслевого профсоюза.
На Съезде были подведены итоги деятельности отраслевого профсоюза по реализации уставных задач за период 2010-2015 года, утверждены Программа основных направлений деятельности Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2015 – 2020 г.г. и Устав Белорусского профессионального союза работников образования и науки в новой редакции, избраны Центральный комитет Белорусского профессионального союза работников образования и науки, Ревизионная комиссия Белорусского профессионального союза работников образования и науки и ее председатель, делегаты на VII Cъезд Федерации профсоюзов Беларуси, отмечено эффективное сотрудничество с депутатским корпусом по вопросам участия в обсуждении социально-значимых законопроектов и эффективной зашиты трудовых и социально экономических прав и интересов работников отрасли.
20 декабря 2016 года состоялся IX Съезд Белорусского профессионального союза работников образования и науки, в ходе которого были выработаны и согласованы позиции по вопросу присоединения родственного профсоюза – Белорусского профсоюза работников Национальной академии наук. Профсоюз работников НАН после присоединения получил статус объединенной отраслевой организации.
В настоящее время Белорусский профессиональный союз работников образования и науки — один из крупнейших среди отраслевых профсоюзных объединений страны. В его структуре 6 областных и Минская городская организации, включающие в себя 142 районные и городские профсоюзные организации, объединенная отраслевая профсоюзная организация работников Национальной академии наук Беларуси, первичные профсоюзные организации учреждений системы образования.
19 февраля 2020 года состоялся Х съезд Белорусского профессионального союза работников образования и науки. На съезде был избран председатель отраслевого профсоюза — им стала Якубович Татьяна Романовна, кандидат физико-математических наук, доцент, заместителем председателя отраслевого профсоюза вновь была избрана Ильина Валентина Алексеевна. На Съезде был заслушан отчёт о работе Белорусского профессионального союза работников образования и науки за период с 03.04.2015 по 19.02.2020 г., утверждена Программа деятельности Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2020 – 2025 г.г., избраны руководящие и ревизионные органы отраслевого профсоюза, были делегированы представители отраслевого профсоюза в состав Совета ФПБ и Ревизионной комиссии Совета ФПБ.
******************************************************************************
ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
(ФПБ)
ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ (ФПБ) – национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение профессиональных союзов, их объединений и ассоциированных членов.
Образована 5 – 6 октября 1990 г. на XVII съезде профсоюзов Беларуси, который объявил себя I Съездом ФПБ и принял Устав ФПБ. Является правопреемницей Белорусского республиканского совета профессиональных союзов. Высший орган ФПБ – Съезд, высший руководящий орган в период между Съездами – Совет ФПБ, в период между Пленумами Совета ФПБ – его Президиум, в который входят руководители крупных отраслевых профсоюзов, областных объединений профсоюзов, представители низовых профсоюзных структур. Основной принцип формирования руководящих органов ФПБ – прямое избрание на Съезде.
Председатели национального профцентра – В.И. Гончарик (1986 –2001), Ф.П. Витко (2001 – 2002), Л.П. Козик ( 2002 – 2014), М.С. Орда ( с 2014 г.)
Федерация профсоюзов Беларуси осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», другими актами законодательства Республики Беларусь, а также нормами международного права, соглашениями и конвенциями, ратифицированными Республикой Беларусь, Уставом Федерации профсоюзов Беларуси.
ФПБ содействует развитию Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
ФПБ самостоятельно разрабатывает и утверждает свой Устав, определяет структуру, избирает руководящие и контрольные органы, организует свою деятельность, проводит собственную кадровую политику. Она независима от государственных, хозяйственных, административных органов, политических партий, общественных объединений.
Федерация профсоюзов Беларуси объединяет 15 отраслевых профсоюзов, 6 областных и Минское городское объединения профсоюзов, а также 137 районных, городских объединений профсоюзов. Численность членов профсоюзов составляет более четырех миллионов человек, или 96,5% экономически активного населения страны.
Основными целями деятельности Федерации профсоюзов являются:
- повышение уровня жизни, материального благосостояния членов профсоюзов и членов их семей;
- координация действий членских организаций по защите трудовых и социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюзов, входящих в ФПБ;
- укрепление солидарности и единства действий профсоюзного движения республики.
- совершенствование и развитие системы социального партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов (их объединений), нанимателей (их объединений) и органов государственного управления.
Основными принципами организации и деятельности Федерации профсоюзов Беларуси являются:
- добровольность вступления в ФПБ и выхода из нее; равные права всех членских организаций, их организационная и финансовая самостоятельность;
- взаимное признание членскими организациями профсоюзного членства и сохранение профсоюзного стажа при переходе члена профсоюза на работу на предприятие, в учреждение, организацию другой отрасли;
- коллегиальность и гласность в работе выборных органов ФПБ, их регулярная отчетность перед членскими организациями и Съездом ФПБ;
- обязательность выполнения членскими организациями решений руководящих органов ФПБ, принятых в соответствии с Уставом ФПБ;
- солидарность, единство действий членских организаций в реализации целей и задач ФПБ;
- равноправное участие всех членских организаций в формировании руководящих выборных и контрольно-ревизионных органов ФПБ путем их избрания Съездом, Советом ФПБ из представителей, рекомендованных профсоюзами.
Социальное партнерство
Важным этапом на пути практической реализации системы социального партнерства в республике является формирование в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь № 287 от 15 июля 1995 г. «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», № 639 от 16 декабря 1997 г. «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов» Национального совета по трудовым и социальным вопросам, образование областных, городских, районных и отраслевых согласительных комиссий, Совета по вопросам совершенствования законодательства в социально-трудовой сфере. С появлением этих органов улучшилось взаимодействие социальных партнеров при проведении согласованной политики, заключении коллективных договоров и соглашений, разрешении коллективных трудовых споров.
В мае 1991 г. на национальном уровне было подписано первое двухстороннее соглашение между Правительством Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Белоруссии. В заключительном разделе Соглашения было записано, что к решению социальных проблем, предусмотренных соглашением, привлекаются объединения нанимателей: научно-промышленная ассоциация, Союз арендаторов и предпринимателей, Союз малых предприятий, ассоциации кооперативов и других предпринимателей республики.
Первое трехстороннее соглашение между Правительством Республики Беларусь, Федерацией профсоюзов Белоруссии и объединениями нанимателей было подписано в мае 1992 г. От союзов нанимателей это соглашение подписали Белорусская научно-промышленная ассоциация, Союз арендаторов и предпринимателей, Союз предпринимателей, Союз кооператоров, союз малых предприятий.
В 1993 году Соглашение стало именоваться Генеральным соглашением, к объединениям нанимателей добавились Совет колхозов, Белпотребсоюз, Ассоциация предприятий негосударственной формы собственности. Интересы работников представляла Федерация профсоюзов Беларуси.
Первые соглашения заключались на один год (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997годы), а затем на 1998 – 2000, 2001 – 2003, 2004 – 2005, 2006 – 2008, 2009 – 2010, 2011 – 2013, 2014 – 2015 годы.
В августе 2002 г., после длительного перерыва, возобновил работу Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В состав Национального совета входят по 11 представителей от Правительства, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.
На заседаниях Национального совета наряду с принятием Генеральных соглашений регулярно рассматриваются ход их выполнения, а также другие вопросы, касающиеся социально-экономического положения в республике: занятости населения, оплаты труда в реальном секторе экономики.
Из истории съездов
ФПБ Внеочередной IV Съезд ФПБ, который прошел 18 – 19 сентября 2002 г., остановил дезинтеграционные процессы в профсоюзах, объявил об обновлении социального диалога между профсоюзами, нанимателями и Правительством, положив начало укреплению профсоюзного движения в Республике Беларусь под руководством Федерации профсоюзов Беларуси.
Благодаря активной работе ФПБ в ее состав в течение 2003 – 2005 годов возвратились все ранее вышедшие организации общей численностью более 130 тыс. человек, а также были восстановлены все ранее действовавшие профсоюзные организации.
Была возвращена незаконно отчужденная собственность ФПБ, осуществлены реконструкция и модернизация ряда объектов собственности ФПБ.
V Съезд ФПБ, состоявшийся 19 – 20 сентября 2005 г., одобрил реализованные Федерацией профсоюзов Беларуси и ее членскими организациями меры и поручил продолжить активную работу по защите трудовых и социально-экономических прав трудящихся.
На VI Съезде, который состоялся 15-16 сентября 2010 года, обсуждали роль социального партнерства и его дальнейшее развитие. Приводились цифры, что количество советов по трудовым и социальным вопросам всех уровней по сравнению с 2003 годом увеличилось в два раза. Росло количество тарифных отраслевых и местных соглашений, коллективных договоров. Руководство ФПБ подчеркнуло важность обеспечения эффективной, конструктивной работы Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
На VII Съезде ФПБ, состоявшемся 21-22 мая 2015 года, Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул, что профсоюзы являются основной опорой государства и назвал профсоюзы партией трудящихся. «Вам должно быть до всего дело! Закреплено это государством в законах или нет», – отметил Президент. Необходимость сохранить рабочие места, не смотря на кризисные явления, – одна из основных тем VII Съезда ФПБ. Также на съезде было заявлено о необходимости создания новых первичных профсоюзных организаций, особенно в частном секторе экономики.
На VII Съезде была принята программа деятельности ФПБ на 2015-2020 годы. Основной ее целью является продолжение избранного профессиональными союзами курса борьбы за достойный труд, достойную жизнь и социальную справедливость, высокоэффективную экономику.