Исследовательская работа "Какое влияние оказывает отработанная батарейка на окружающую среду"
Введение
В современном мире в наших домах и квартирах прочно поселились пальчиковые батарейки. (слайд 1) Их можно встретить повсюду: в игрушках, в часах, в звонке, в пульте, в фотоаппарате. Поэтому мы часто покупаем их. А после того, как они отработают, обычно складываем их где-то дома или выбрасываем в мусор. (слайд 2) Как-то раз я заметила на батарейке значок в виде перечёркнутого мусорного ведра и поняла, что этот значок обозначает: нельзя выбрасывать батарейки в мусорное ведро. А когда наш класс стал работать в проекте «Предприимчивая школа» по внедрению эколого-природоведческой деятельности, одной из первых акций стала акция «Утилизация» по сбору отработанных батареек и аккумуляторов. И тогда нам стало интересно – какую угрозу таят в себе использованные батарейки и куда правильно выбрасывать старые батарейки и аккумуляторы. Так появилась тема нашего исследования: «Какое влияние оказывает использованная батарейка на окружающую среду». Ведь с каждым годом проблема утилизации батареек приобретает все большую актуальность, возможно от того, что маленькая батарейка таит в себе большую беду.
Объект исследования – батарейки. (слайд 3)
Предмет исследования – пальчиковые батарейки.
Цель нашей работы – рассмотреть экологические аспекты вредного воздействия батареек на организм человека и природу при неправильной утилизации батареек.
Мы определили следующие задачи: (слайд 4)
1.Узнать, что такое батарейка.
2. Выяснить у одноклассников, что они знают о батарейках.
3. Исследовать какое влияние оказывает отработанная батарейка на окружающую среду.
4. Создать памятку о правильной утилизации использованных батареек.
При проведении исследования нами были выдвинуты гипотезы:
- Мы думаем, что у батарейки есть только одна жизнь.
- Батарейки после использования надо сразу выбрасывать.
- И новые и старые батарейки вредны для организма.
Для достижения цели и задач мы решили:
- собрать материал по теме;
- провести исследования, позволяющие выявить, пользу или вред таит в себе использованная батарейка;
- проинформировать о правилах использования батареек;
- обобщить результаты и сделать выводы.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения батарейки
Первое, что нас заинтересовало, это как появились батарейки. Вместе с классным руководителем, библиотекарем школы и учителем русского языка мы изучили литературу и интернет-источники.(слайд 5) И вот какую информацию мы получили о батарейках. 2
Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова мы узнали значение слова «батарейка»: 1. батарея. (слайд 6) 2. маленькая аккумуляторная батарея. Батарея – соединение нескольких однородных приборов, устройств, образующих одно целое (уменьшённо « батарейка»).
В Википедии мы прочитали, что батарейка – это обиходное название источника электрического тока, предназначенного для питания различных устройств. (слайд 7) Самая первая батарея появилась около четырех тысяч лет назад и по виду напоминала большую глиняную вазу с медным цилиндром внутри. Горлышко емкости было залито битумом, через который проходил металлический стержень. Сосуд был наполнен уксусной кислотой и давал напряжение примерно в 1В.
Первую электрическую батарейку после многочисленных опытов и экспериментов изобрёл (слайд 8) итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800 году. Он предложил назвать химический элемент, который создает электрический ток, в честь другого итальянского ученого Луиджи Гальвани – гальванический элемент. Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова мы узнали значение слова «гальванический» – относящийся к получению электрического тока путем химических реакций.
2.2. Какие бывают батарейки
Посмотрев на маленький элемент питания, каждый увидит на его корпусе рисунок в виде перечеркнутого мусорного контейнера.(слайд 9) Это своеобразное напоминание о том, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с другими отходами.
И этот знак на батарейке стоит неспроста! Из интернет-источников и бесед с учителем физики Мохоревой Татьяной Ивановной мы узнали, что батарейки бывают разных типов:
- солевые:
- щелочные
- ртутные
- серебрянные
- литиевые
А ещё в батарейках содержится множество различных металлов (слайд 10) – ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.
Нам стало интересно, чем же опасны для человека вещества, находящиеся в батарейке. И вот, что мы выяснили: (слайд 11)
- Ртуть. Влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания нервной системы. Наиболее уязвимы дети. Металлическая ртуть – яд. По степени воздействия на организм человека ртуть относится к первому классу опасности – «чрезвычайно опасные вещества». Независимо от путей поступления в организм ртуть накапливается в почках.
- Свинец. (слайд 12) Накапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, нервные расстройства.
- Кадмий. (слайд 13) Накапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Является канцерогеном, то есть провоцирует рак.
- Никель и цинк. (слайд 14) Могут вызывать дерматит.
2.3. Для любознательных
Однако мы узнали от родителей, что десятилетиями батарейки в нашей стране из игрушек и электроприборов выбрасывались на свалку, где тяжелые металлы из элементов питания попадали в почву. (слайд 15) Из почвы — в грунтовые воды или воздух, когда свалка горела. Это происходило потому, что люди не знали других контейнеров под мусор, кроме тех, что стояли во дворах домов. Ведь и под вторичные ресурсы контейнеры «для раздельного сбора» появились у нас совсем недавно. А в деревнях и посёлках их вовсе нет. (слайд 16) Даже если люди выбрасывают мусор в пакете, то собаки в поисках остатков пищи, эти пакеты разрывают. Мы с мамой часто видим такую картину, как содержимое пакета вываливается на землю, а рядом валяются батарейки. Батарейки же по-настоящему стали собирать в Беларуси лишь в 2015 году (слайд 17), а в прошлом, 2016 — перерабатывать.
Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, (слайд 18) а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!
2.4. Опрос одноклассников
Мы решили выяснить, как используются батарейки в семьях наших одноклассников и ребят четвёртого класса. (слайд 19) Вместе с классным руководителем мы составили анкету [Приложение 1] и попросили ответить на неё. По результатам ответов были составлены диаграммы.
Мы видим, что все опрошенные пользуются в быту батарейками.
Большинство участников опроса в выборе батареек руководствуются ценой. (слайд 20)
По данной диаграмме видим, что батарейки используются в различных устройствах, встречающихся в семье. Но после использования многие семьи, почему-то, хранят батарейки дома (слайд 21), и почти такое же количество семей выкидывает их в мусор.
При этом практически все знаю, что обозначает этот знак.
По результатам опроса можно сделать следующий вывод: все пользуются батарейками, но не все знают, что с ними делать после того, как они отработают.
2.5. Cбор батареек в школе и информирование учащихся
Для того, чтобы в рамках проектной деятельности «Предриимчивая школа» осуществить акцию «Утилизация» по сбору отработанных батареек и аккумуляторов, (слайд 22) мы поставили в коридоре контейнер, в который, все желающие поучаствовать в акции могли приносить использованные батарейки, (слайд 23) а не выбрасывать их в мусор или хранить дома.
Одновременно с этой деятельностью мы выступали с агитбригадой (слайд 24), где рассказывали о том, почему нельзя выбрасывать отработанные батарейки и аккумуляторы вместе с обычным мусором и какие последствия для окружающей среды могут быть от данных действий человека.
В течение нескольких месяцев природоведы, инициаторы акции, собрали два полных контейнера. (слайд 25)
Мы подсчитали все те батарейки, которые принесли учащиеся и педагоги начальной школы в течение двух месяцев, и их оказалось 1 556 штук. (слайд 26) Это означает, что мы сохранили примерно 31 120 квадратных метров земли. А это территория четырёх футбольных полей! Чтобы учащиеся нашей школы и их родители знали, какой вред приносят батарейки и куда их необходимо сдавать, мы подготовили для них памятки (слайд 27) с информацией о том, почему нельзя выбрасывать отработанные батарейки в мусорное ведро. (слайд 28)
2.6. Эксперимент № 1
Чтобы выяснить, какой вред выброшенные батарейки оказывают на почву, мы провели следующий эксперимент. Содержимое батарейки перемешали с грунтом и, поместив в ёмкость для выращивания, посадили лук в количестве 3-4 штук. (слайд 29) В другую ёмкость с чистым грунтом посадили такое же количество лука. На пятый день лук взошел в двух емкостях. Однако, если обратить внимание, то видно, что лук, выращенный в зараженном грунте более слабый, низкорослый, перья более тонкие.
На десятый день развитие лука продолжалось, но лук, растущий в зараженном грунте, отставал в развитии (перья у лука, растущего в чистом грунте, сочные, поднимаются вверх, а у лука с зараженным грунтом – перья как будто остановились в развитии).
Эксперимент № 2
Во втором эксперименте мы решили проверить влияние загрязненной воды на растения. (слайд 30) Мы взяли два цветка и поставили в разные стаканчики с водой. Один цветок - в стакан с водой, в котором лежало содержимое батарейки, а другой - в стакан с чистой водой.
Через пять дней мы увидели, что у цветка, стоящего в загрязненной воде, стебель почернел и стал ломким, цветок постепенно увядал. А цветок, стоящий в стакане с чистой водой не изменился и остался в прежнем состоянии.
Эксперимент № 3
В следующем эксперименте нам захотелось проверить, как батарейки влияют на зерно. (слайд 31) В две ёмкости мы поместили по горсти зерна, налили воды так, чтобы зерно было чуть прикрыто, и в одну ёмкость опустили батарейку. Через неделю эксперимента мы обнаружили, что там, где была батарейка, появился неприятный запах, вода стала мутной, а зерно скользким. Ещё через неделю мы заметили, что вся вода испарилась и там, где была просто чистая вода, зерно высохло и осталось жёлто-коричневого цвета. А там, где была батарейка, зерно почернело и стало на вид гнилым и мёртвым.
3. Заключение и выводы
По результатам исследований, можно сделать следующие выводы: (слайд 32)
- Батарейки имеют только одну жизнь, а затем, разлагаясь, они оказывают вредное воздействие на окружающую среду.
- Большинство людей выбрасывают батарейки в мусорные контейнеры, либо, по каким-то причинам, хранят их дома, тем самым подвергают своё здоровье опасности.
- Использованные батарейки нужно сдавать в пункты приёма, а не выбрасывать их в мусор или хранить их дома.
Что же нам делать для сохранения окружающей среды и здоровья человека: (слайд 33)
- Первое и простое – использовать перезаряжающиеся аккумуляторные батарейки: это экономичнее для вашего кошелька и безопаснее для окружающей среды.
- И второе – (слайд 34) сдавать отработанные батарейки, энергосберегающие лампочки и аккумуляторы в специальные пункты приема.
Мы считаем, что данная проблема не потеряет своей актуальности в ближайшее время, особенно в объявленный Год науки. (слайд 35) Мы уверены, что белорусские учёные разработают особые технологии по переработке батареек с извлечением пользы для общества и окружающей среды.
Только от нас зависит, превратится ли этот мусор в токсичные отходы, которые в конечном итоге разрушат наше здоровье и займут всё пространство вокруг нас, или он превратится в сырьё, которое позволит сэкономить природные ресурсы, сохранить природу и наши жизни.
4. Список использованных источников и литературы
- Чуянов, В.А. Энциклопедический словарь юного физика/ В.А. Чуянов. – Москва: Педагогика, - 1984. – 352 с.
- Шнейберг, Я.А. История выдающихся открытий и изобретений (электротехника, электроэнергетика, радиоэлектроника)/ Я.А. Шнейберг. – Москва: Издательский дом МЭИ, - 2009. – 118 с.
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=54471
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F2%E0%F0%E5%E9%EA%E0
- http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/tekhnika/kak_ustroena_batarejka/31-1-0-309
Приложение 1
АНКЕТА
- Покупают ли в вашей семье батарейки?
Да.
Нет.
Не знаю.
- Чем руководствуетесь в выборе батареек?
а) рекламой
б) ценой
в) сроком годности
г) советом друзей и родственников
д) ничем
- В каких устройствах используются батарейки:
а) игрушках
б) пультах управления
в) часах