Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Исследовательская работа " Какое влияние оказывает отработанная батарейка на окружающую среду"

Дата: 1 декабря 2020 в 18:16, Обновлено 1 декабря 2020 в 18:25

Исследовательская работа "Какое влияние оказывает отработанная батарейка на окружающую среду"

Введение

         В современном мире в наших домах и квартирах прочно поселились пальчиковые батарейки. (слайд 1)  Их можно встретить повсюду: в игрушках, в часах, в звонке, в пульте, в фотоаппарате. Поэтому мы часто покупаем их.  А после того, как они отработают, обычно складываем их где-то дома или выбрасываем в мусор. (слайд 2) Как-то раз я заметила на батарейке значок в виде перечёркнутого мусорного ведра и  поняла, что этот значок обозначает: нельзя выбрасывать батарейки в мусорное ведро. А когда наш класс стал работать в проекте «Предприимчивая школа» по внедрению эколого-природоведческой деятельности, одной из первых акций стала акция «Утилизация» по сбору отработанных батареек и аккумуляторов. И тогда нам стало интересно –  какую угрозу таят в себе использованные батарейки и куда правильно выбрасывать старые батарейки и аккумуляторы. Так появилась тема нашего исследования: «Какое влияние оказывает использованная батарейка на окружающую среду». Ведь  с каждым годом проблема утилизации батареек приобретает все большую актуальность, возможно от того, что маленькая батарейка таит в себе большую беду.

Объект исследования – батарейки. (слайд 3)

Предмет исследования – пальчиковые батарейки.

Цель нашей  работы – рассмотреть экологические аспекты вредного воздействия батареек на организм человека и природу при неправильной утилизации батареек.

 Мы  определили  следующие задачи: (слайд 4)

1.Узнать, что такое батарейка.

2. Выяснить у одноклассников, что они знают о батарейках.

3. Исследовать какое влияние оказывает отработанная батарейка на окружающую среду.

4. Создать  памятку о правильной утилизации  использованных батареек.

При проведении исследования нами были выдвинуты гипотезы:

  1. Мы думаем,  что у батарейки есть только одна жизнь.
  2. Батарейки после использования надо сразу выбрасывать.
  3. И новые и старые батарейки вредны для организма.

  Для достижения цели и задач мы решили:

  • собрать материал по теме;
  • провести исследования, позволяющие выявить, пользу или  вред таит в себе использованная батарейка;
  • проинформировать о правилах использования батареек;
  • обобщить результаты и сделать выводы.

 

2. Основная часть.

2.1. История возникновения батарейки

Первое, что нас заинтересовало, это как появились батарейки. Вместе с классным руководителем,  библиотекарем школы и учителем русского языка мы изучили литературу и интернет-источники.(слайд 5) И вот какую информацию мы получили о батарейках.  2

 Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова мы узнали значение слова «батарейка»: 1. батарея. (слайд 6) 2. маленькая аккумуляторная батарея. Батарея – соединение нескольких однородных приборов, устройств, образующих одно целое (уменьшённо « батарейка»).

В Википедии мы прочитали, что батарейка – это обиходное название источника электрического тока, предназначенного для питания различных устройств. (слайд 7) Самая первая батарея появилась около четырех тысяч лет назад и по виду напоминала большую глиняную вазу с медным цилиндром внутри. Горлышко емкости было залито битумом, через который проходил металлический стержень. Сосуд был наполнен уксусной кислотой и давал напряжение примерно в 1В.

Первую электрическую  батарейку после многочисленных опытов и экспериментов изобрёл (слайд 8) итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800 году. Он предложил назвать химический элемент, который создает электрический ток, в честь другого итальянского ученого Луиджи Гальвани – гальванический элемент. Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова мы узнали значение слова «гальванический» – относящийся к получению электрического тока путем химических реакций.

                                                                                     

2.2.  Какие бывают батарейки

 Посмотрев на маленький элемент питания, каждый увидит на его корпусе рисунок в виде перечеркнутого мусорного контейнера.(слайд 9) Это своеобразное напоминание о том, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с другими отходами.

 И этот знак на батарейке стоит неспроста! Из  интернет-источников и бесед с учителем физики Мохоревой Татьяной Ивановной мы узнали, что батарейки бывают разных типов:

  1. солевые:
  1. щелочные 
  2. ртутные 
  3. серебрянные 
  4. литиевые 

А ещё в батарейках содержится множество различных металлов (слайд 10) – ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.

Нам стало интересно, чем же опасны для человека вещества, находящиеся в батарейке. И вот, что мы выяснили: (слайд 11)

  • Ртуть. Влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания нервной системы. Наиболее уязвимы дети. Металлическая ртуть – яд. По степени воздействия на организм человека ртуть относится к первому классу опасности – «чрезвычайно опасные вещества». Независимо от путей поступления в организм ртуть накапливается в почках.
  • Свинец. (слайд 12) Накапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, нервные расстройства.
  • Кадмий. (слайд 13) Накапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Является канцерогеном, то есть провоцирует рак.
  • Никель и цинк. (слайд 14) Могут вызывать дерматит.

2.3. Для любознательных

       Однако мы узнали от родителей, что десятилетиями батарейки в нашей стране из игрушек и электроприборов выбрасывались на свалку, где тяжелые металлы из элементов питания попадали в почву. (слайд 15) Из почвы — в грунтовые воды или воздух, когда свалка горела. Это происходило потому, что люди не знали других контейнеров под мусор, кроме тех, что стояли  во дворах домов. Ведь и под вторичные ресурсы контейнеры «для раздельного сбора» появились у нас совсем недавно. А в деревнях и посёлках их вовсе нет. (слайд 16)  Даже если люди выбрасывают мусор в пакете, то собаки в поисках остатков пищи, эти пакеты разрывают. Мы с мамой часто видим  такую картину, как содержимое пакета вываливается  на землю, а рядом валяются батарейки. Батарейки же по-настоящему стали собирать  в Беларуси лишь в 2015 году (слайд 17), а в прошлом, 2016 — перерабатывать.

Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, (слайд 18) а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!  

                          2.4. Опрос одноклассников

Мы решили выяснить, как используются батарейки в семьях   наших одноклассников и ребят четвёртого класса. (слайд 19) Вместе с классным руководителем мы составили анкету [Приложение 1] и попросили ответить на неё. По результатам ответов были составлены диаграммы.

Мы видим, что все опрошенные пользуются в быту батарейками.  

         Большинство участников опроса в выборе батареек руководствуются ценой.  (слайд 20)

         По данной диаграмме видим, что батарейки используются в различных устройствах, встречающихся в семье. Но после использования многие семьи, почему-то, хранят батарейки дома (слайд 21), и почти такое же количество семей выкидывает их в мусор.  

При этом практически все знаю, что обозначает этот знак.  

         По результатам опроса можно сделать следующий вывод: все пользуются батарейками, но не все знают, что с ними делать после того,  как они отработают.

2.5.  Cбор батареек в школе и информирование учащихся

         Для того, чтобы в рамках проектной деятельности «Предриимчивая школа» осуществить акцию «Утилизация» по сбору отработанных батареек и аккумуляторов, (слайд 22) мы поставили в коридоре контейнер, в который, все желающие поучаствовать в акции могли приносить использованные батарейки, (слайд 23) а не выбрасывать их в мусор или хранить дома.  

Одновременно с этой деятельностью мы выступали с агитбригадой (слайд 24), где рассказывали о том, почему нельзя выбрасывать отработанные батарейки и аккумуляторы  вместе с обычным мусором и какие последствия для окружающей среды  могут быть от данных действий человека.

В течение нескольких месяцев природоведы, инициаторы акции, собрали два полных контейнера. (слайд 25)

Мы подсчитали все те батарейки, которые принесли учащиеся и педагоги начальной школы в течение двух месяцев, и их оказалось 1 556 штук. (слайд 26) Это означает, что мы сохранили примерно 31 120 квадратных метров земли. А это территория четырёх футбольных полей! Чтобы учащиеся нашей школы и их родители знали, какой вред приносят батарейки и куда их необходимо сдавать, мы подготовили для них памятки (слайд 27) с информацией о том, почему нельзя выбрасывать отработанные батарейки в мусорное ведро. (слайд 28)

2.6. Эксперимент № 1

Чтобы выяснить, какой вред выброшенные батарейки оказывают на  почву, мы провели следующий эксперимент. Содержимое батарейки перемешали с грунтом   и, поместив в  ёмкость для выращивания, посадили лук в количестве 3-4 штук. (слайд 29)  В другую  ёмкость с чистым грунтом посадили такое же количество лука. На пятый день лук взошел в двух емкостях. Однако, если обратить внимание, то видно, что лук, выращенный в зараженном грунте более слабый, низкорослый, перья более тонкие.

На десятый день развитие лука продолжалось, но лук, растущий в зараженном грунте, отставал в развитии (перья у лука, растущего в чистом грунте, сочные, поднимаются вверх, а у лука с зараженным грунтом – перья  как будто остановились в развитии).

Эксперимент № 2

Во втором эксперименте мы решили проверить влияние загрязненной воды на растения. (слайд 30) Мы взяли  два цветка и поставили в разные стаканчики  с водой.  Один цветок  -  в стакан с водой, в котором лежало содержимое батарейки, а другой - в стакан с чистой водой.

Через пять дней мы увидели, что у цветка, стоящего в загрязненной воде, стебель почернел и стал ломким, цветок постепенно увядал. А цветок, стоящий в стакане с чистой водой не изменился и остался в прежнем состоянии.  

Эксперимент № 3

В следующем эксперименте нам захотелось проверить, как батарейки влияют на зерно. (слайд 31) В две ёмкости мы поместили по горсти зерна,  налили воды так, чтобы зерно было чуть прикрыто, и в одну ёмкость опустили батарейку. Через неделю эксперимента мы  обнаружили, что там, где была батарейка, появился неприятный запах, вода стала мутной, а зерно скользким.  Ещё через неделю мы заметили, что вся вода испарилась и там, где была просто чистая вода, зерно высохло и осталось жёлто-коричневого цвета. А там, где была батарейка, зерно почернело и стало на вид гнилым и мёртвым.

3. Заключение и выводы

По результатам исследований, можно сделать следующие выводы: (слайд 32)

  • Батарейки имеют только одну жизнь, а затем, разлагаясь, они оказывают вредное воздействие на окружающую среду.
  • Большинство людей выбрасывают батарейки в мусорные контейнеры, либо, по каким-то причинам, хранят их дома, тем самым подвергают своё здоровье опасности.
  • Использованные батарейки нужно сдавать  в пункты приёма, а не выбрасывать их в мусор или хранить их дома.

         Что же нам делать для сохранения окружающей среды и здоровья человека: (слайд 33)

  • Первое и простое – использовать перезаряжающиеся аккумуляторные батарейки: это экономичнее для вашего кошелька и безопаснее для окружающей среды.
  • И второе – (слайд 34) сдавать отработанные батарейки, энергосберегающие лампочки и аккумуляторы в специальные пункты приема.

         Мы считаем, что данная проблема не потеряет своей актуальности в ближайшее время, особенно в объявленный Год науки. (слайд 35) Мы уверены, что белорусские учёные разработают особые технологии по переработке батареек с извлечением пользы для общества и окружающей среды.

        Только от нас зависит, превратится ли этот мусор в токсичные отходы, которые в конечном итоге разрушат наше здоровье и займут всё пространство вокруг нас, или он превратится в сырьё, которое позволит сэкономить природные ресурсы, сохранить природу и наши жизни.

4. Список использованных источников и литературы

  1. Чуянов, В.А. Энциклопедический словарь юного физика/ В.А. Чуянов. – Москва: Педагогика, - 1984. – 352 с.
  2. Шнейберг, Я.А. История выдающихся открытий и изобретений (электротехника, электроэнергетика, радиоэлектроника)/ Я.А. Шнейберг. – Москва: Издательский дом МЭИ, - 2009. – 118 с.
  3. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=54471
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F2%E0%F0%E5%E9%EA%E0
  5. http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/tekhnika/kak_ustroena_batarejka/31-1-0-309

Приложение 1

АНКЕТА

  1. Покупают ли в вашей семье батарейки?

Да.

 Нет.

Не знаю.

  1. Чем руководствуетесь в выборе батареек?

а) рекламой

б) ценой

в) сроком годности

г) советом друзей и родственников

д) ничем

  1. В каких устройствах используются батарейки:

а) игрушках

б) пультах управления

в) часах

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.