________________________________________________________________________________________________
Злободневная тема
Насвай и последствия его потребления
НАРКОТИКИ. Чем они опасны?
Все знают, что наркотики – это сильнейший яд. Они разрушают весь организм, а повреждение их приема необратимо. Но как именно разрушается организм и жизнь наркомана?
ЗДОРОВЬЕ
Врач – психиатр-нарколог Дмитрий Смолев рассказал, что наркомания влечет за собой не только многочисленные социальные последствия и проблемы с правоохранительными органами.
– Человек теряет друзей и семейные отношения. Наркотики наносят колоссальный вред здоровью. Последствия употребления разнообразны, и вряд ли получится перечислить все возможные заболевания, ожидающие наркомана на его, как правило, коротком жизненном пути. Выпадение зубов, психозы с галлюцинациями, токсический гепатит, нефрит (поражение почек), бронхит, заболевания сердца и нервной системы, снижение интеллекта, деградация личности – самые распространенные последствия употребления наркотиков, – говорит врач.
К тому же пагубные вещества меняют внешний вид человека до неузнаваемости. Они снижают иммунитет, что влечет за собой многочисленные воспалительные процессы, в том числе и на коже. Именно этим объясняются характерные воспаленные узелки на лице, склонные к нагноению и образованию язв и рубцов. В местах инъекций могут формироваться обширные гнойно-некротические процессы с образованием глубоких дефектов и поражением мышц, сухожилий и кости. К сопутствующим рискам относятся: ВИЧ, вирусные гепатиты В и С, передозировка, токсические поражения различных органов, внутривенные инъекции, повышенный риск травм и склонность к суициду.
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
Понятия «наркотики» и «ответственность» – неразделимы. Любому человеку, который связан с губительным веществом, грозят административные и уголовные последствия. Перед законом ответят все и даже те, кто употребляет наркотики в общественных местах или находится при людях в одурманенном состоянии. За появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача психоактивных веществ, предусмотрен штраф от 5 до 10 базовых величин, за употребление запрещенных препаратов в общественном месте – от 10 до 15 базовых величин. Повторное нарушение вышеназванных обстоятельств в течение года влечет штраф, или арест на срок до 3-х месяцев, или ограничение свободы до 2 лет.
Однако наиболее повышенную ответственность закон подразумевает в случае хранения или сбыта. В первом случае срок предусматривает до 5 лет лишения или ограничения свободы (возможна конфискация имущества). А вот понятие «сбыт» законом трактуется достаточно широко. Начальник ОВД райисполкома Виталий Подзерун пояснил, что под сбытом понимается как возмездная, так и безвозмездная передача наркотических средств другим лицам. Это необязательно продажа, к сбыту относятся: дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и другие способы. То есть «угостить друга» – означает совершить незаконный оборот наркотиков с целью сбыта (от 5 до 8 лет лишения свободы). Еще более строгое наказание наступает в случае оборота наркотических средств в крупном размере. Для такого тяжкого преступления установлено наказание до 25 лет лишения свободы.
Напоминаем: в нашей стране понижет минимальный возраст, с которого наступает ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, с 16 до 14 лет.
Уголовная ответственность – НЕ ШУТКА!
– Ребята, избегайте контакта с наркотиками. Минутная шалость может испортить всю вашу жизнь, – обратился к молодежи старший уполномоченный по незаконному обороту наркотиков и противодействию торговле людьми ОВД райисполкома Владимир Иванов.
В январе этого года в отношении жителя г. Буда-Кошелево возбуждено уголовное дело. За 9,06 г марихуаны и 18,23 г маковой соломки парень получил 6 лет с конфискацией иммущества. Другой антигерой перевозил 0,27 г опасного психотропного вещества за, что был осужден на 2,5 года. К ответственности могут привлечь даже любителей «насвая». В этом году за хранение, распространение некурительного табачного изделия к административной ответственности уже привлечены двое граждан, в том числе один несовершеннолетний.
– В целях недопущения создания и распространения наркотической сырьевой базы растительного происхождения отделом внутренних дел проводится специальная программа «Мак», в результате которой выявлено 13 фактов произрастания мака и конопли. Вес уничтоженного сырья составил 1856 килограмма, общая площадь 10506 квадратных метров. Также за период проведения данного мероприятия составлено три административных протокола за допущение выращивания на своих приусадебных участках наркосодержащих растений, – добавил Владимир Иванов.
Роман ВЕЖНОВЕЦ.
ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ
Никотиновая зависимость зачастую является самой первой вредной привычкой в жизни человека. Чаще всего дети пробуют первую сигарету еще в начальной школе. Резкий подъем количества курящих учеников происходит к концу школы – в выпускном классе курит половина учеников. Причем в последние годы среди мальчиков наблюдается определенная стабилизация количества курящих, а среди девочек рост увлечения табаком. Поэтому среди подростков сохраняется та же тенденция, что и среди взрослых курильщиков. А женское курение среди взрослых за последние десятилетия возросло более чем в два раза.
Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье.
Генрих Гейне
С курением, как и с любой другой проблемой, намного эффективнее бороться профилактикой, ведь бросить свою вредную привычку может не каждый. А если это и происходит, это уже после глубокого осознания проблемы, которое наступает, чаще всего после нанесения ощутимого вреда здоровью. Таким образом, профилактику курения необходимо начинать как можно раньше, лучше всего еще до школы.
Профилактика курения строится на следующих принципах:
Дифференцированный подход. Для каждой группы (младшие, средние и старшие классы, педагоги, родители) существует своя специфика обучения. Доза информации должна соответствовать зрелости нервно-психических процессов у детей, тому, насколько они готовы к ее восприятию.
Подобный подход должен быть и внутри возрастных групп, т.к. причины, провоцирующие курение, могут быть разными. Это заниженная самооценка, которая не позволяет ребенку чувствовать себя комфортно среди сверстников; низкий интеллектуальный уровень; ограниченность и отсутствие интереса к учебе; семейные проблемы (конфликты в семье, неполная семья, необеспеченность); наличие свободных денег; курение родителей.
Дети, которые начинают курить по первым двум из указанных причин, относятся к категории повышенного риска. В работе с такими учащимися важно партнерство учителей, психологов, медиков.
Психолого-педагогическая диагностика помогает адекватно построить воспитательную работу в классе.
Принцип противопоставления. В подростковой аудитории курение нужно рассматривать с позиции его отрицательного влияния на здоровье (что человек теряет) и выбора альтернативного поведения - ЗОЖ (что приобретает при отсутствии курения).
Принцип модульного обучения. Использование комплекса средств, включающих наряду с общепедагогическими методами обучения нестандартные формы предъявления информации.
Раскрыть себя.
Возможно, недостаток воспитания в семье спровоцировал закомплексованность, из-за которой подростки не могут раскрыть свои природные свойства, и единственным способом самоутверждения оказываются курение и приобщение к группе с аддиктивным поведением.
Разбор причин курения и поиск выхода из сложившейся ситуации - это тот самый ключ, поворот которого может изменить будущую жизнь школьника. Способствовать раскрепощению ребят, тому, чтобы они стали более уверенными, а не искали разрядку в сомнительных компаниях, сигаретах, алкоголе или наркотиках, может творческая работа.
Очень полезно подобрать литературу по теме и поручить ученику подготовить сообщение с ее использованием. Важно разобрать вместе с подростком сущность содержания и основные положения будущей работы, продумать варианты возможных вопросов его одноклассников и ответов, выступление обязательно надо отрепетировать. Дети могут проводить такие доклады и на классных часах, и на общешкольных мероприятиях, и в рамках образовательных дисциплин.
Для переоценки самого себя особенно важны успехи в учебе. Помощь на дополнительных занятиях, привлечение в кружки и спортивные секции могут быть весьма эффективны в формировании нового отношения к товарищам и к учебе в целом.
ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 6-11 ЛЕТ
Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения — «игру», основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков.
Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка.
Проведение профилактики курения среди детей младшего школьного возраста, традиционно основанной на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, и поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике курения. Так, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь.
Другой задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцентов при подаче материала. Основным направлением профилактической работы должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, и в частности курения. Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. В отличие от этого запугивание последствиями курения не только перестает восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей, поведение которых они не могут изменить. Возникающая при этом эмоциональная напряженность может стать одной из психологических предпосылок будущего курения.
Нередко в беседе о курении дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае нужно сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие, взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание и лучше вовсе не начинать курить. Важно подчеркнуть, что именно факт привыкания к табаку очень мало осознается юными курильщиками.
Особое внимание нужно уделить работе с родителями, так как они по-прежнему оказывают значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни. Однако 80% курящих родителей считают, что их дети не будут курить, в то время как статистика говорит об обратном — большинство курильщиков выросли в семьях, где отец или мать курили. Родителям необходимо понять, что раннее начало курения связано с их собственными ошибками в воспитании, что наступил момент серьезно ознакомиться с основами профилактики, запастись нужными аргументами и терпеливо объяснить ребенку его ошибку.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи ранней профилактики курения среди детей 6—11 лет.
1. Формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании.
2. Разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения.
3. Разъяснение причин курения взрослых — однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может избавиться от этой привычки.
Притча о табаке
В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару и увидел толпу возле торговца табаком.
Мудрец подошел к ним и сказал: у табака, по крайней мере, есть три полезных свойства: курящего никогда собака не укусит, вор ночью к нему не заберется и никогда он не будет старым.
Торговец, обрадованный похвалой своему товару, попросил его объяснить почему.
Мудрец сказал: «У курильщика рано начинают болеть ноги, он хромает, ходит с палочкой. А какая же собака укусит человека с палкой? У него появляется кашель по ночам, а какой же вор заберется в дом, где не спят? И они обычно рано умирают, не дожив до старости».
Люди, послушав мудреца, стали в задумчивости расходиться.
ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 11 - 13 ЛЕТ
С наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно высказываются о курении как подростков, так и взрослых, то с наступлением подросткового возраста картина резко меняется — оказывается, что прежние установки уже не действуют.
В подростковом возрасте взрослые утрачивают свое влияние и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что подросток, с одной стороны, озабочен поиском своего стиля поведения, а с другой — не хочет ни в чем отставать от членов своего коллектива. Именно поэтому учащаются попытки курения и оно приобретает характер эпидемии, которая может охватить коллектив класса.
Проблема преодоления давления группы сверстников в подростковом возрасте является основной с точки зрения профилактики курения, а информирование о вредных последствиях курения может иметь только вспомогательный характер. В то же время опыт работы показал, что большинство подростков не умеют достаточно четко сформулировать свои аргументы "за" и "против" курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный, аморфный характер. Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно, не вступая при этом в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Иными словами, чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен, ему придется совершить в угоду групповым нормам.
Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима и должна проводиться с учетом возрастно-психологических особенностей. Одной из форм профилактики является проведение групповых дискуссий на темы, связанные с курением. В ходе подобных дискуссий подростки не только четко формулируют аргументы против курения, но и активно используют их в ходе обсуждения. Результатом проведения такого занятия является формирование группового мнения, что особенно важно.
Другой формой профилактики курения в подростковом возрасте является проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением сверстников. По мнению подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает курить. Проведение такого рода игр показало, что основной ошибкой подростков является хаотическая и разноплановая аргументация своего отказа закурить, абсолютное неуважение к своему мнению, нечеткость собственной позиции.
Таким образом, психологический тренинг в ходе ролевой игры направлен на профилактику курения, личное развитие и обучение навыкам общения. Безусловно, проведение таких занятий, как групповые дискуссии и ролевые игры, требует от учителя определенной специальной подготовки, однако основным фактором является умение установить неформальный контакт с группой в обстановке непринужденности и взаимного принятия. Ни в коем случае нельзя "вызывать" к доске для участия в ролевой игре на основании того, что данный ученик курит. Обычно задачей, формулируемой для детей, является отработка навыков умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры: а вся группа оценивает, насколько игра "актеров" правдива и достоверна. Курение в этом случае является как бы случайной темой, выбранной для игры. Такой недирективный метод позволяет подросткам раскрыться полнее.
Другим методом, используемым в профилактике курения в подростковом возрасте, является демонстрация наглядного пособия "курящая кукла". Этот метод сочетает в себе элементы наглядного обучения и аверсивных (вызывающих отвращение) методов борьбы с курением. С описанием наглядного пособия «Курящая кукла» можно ознакомиться по ссылке: http://festival.1september.ru/articles/311824/
Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте дает:
1. Достоверную информацию о влиянии курения на организм человека.
2. Умение четко формулировать аргументы против курения.
3. Умение противостоять давлению сверстников.
Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина.
Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать,
что ты мужчина.
Жорж Сименон
ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 14 -17 ЛЕТ
По данным массовых обследований, количество курильщиков в старших классах резко возрастает. Мотивы, побуждавшие курить младших подростков, утрачивают свою значимость — уже не надо кому-то доказывать свою взрослость. В отличие от подростков, у старшеклассников в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность.
Наряду с поиском своего места в жизни, выявлением своих способностей, склонности к той или иной профессии, большую значимость приобретает осознание себя как представителя пола, и этой идее во многом подчиняется формирование своего социального образа. С этой точки зрения большую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи курения с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех, победа, в значительной степени укрепляет социально-психологическую мотивацию курения. Одновременно с этим на первый план выдвигается другая проблема — для многих старшеклассников курение уже стало привычкой, формируется фармакологическая зависимость от табака. Это значит, что "курить или не курить" уже не только вопрос "хорошего поведения" — молодые люди начинают понимать, как трудно отказаться от курения, даже если знаешь, что это вредно для здоровья. Таким образом, в старшем школьном возрасте тема отказа от курения приобретает значимость.
Еще одна проблема, связанная с курением и актуальная для юношества — это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства и охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма.
Одной из тем профилактической работы может стать обсуждение влияния курения на внешность женщины и вреда курения для будущего потомства. В то же время, рассказывая о вредном влиянии табака, очень важно строго придерживаться фактов и не впадать в морализаторство! Слишком сильный нажим и демонстрация "отвращения" курящей девушке могут привести к противоположному результату, поскольку и в этом возрасте еще силен мотив негативного поведения, противопоставления себя миру взрослых. Так, например, нередко рассказывают о том, что курящая девушка становится непривлекательной, перестает нравиться и т.д. В то же время конкретные примеры в жизни старшеклассниц противоречат этому утверждению, что вызывает недоверие и ко всей остальной информации о вреде курения.
Важно подчеркнуть, что отказ от курения позволяет восстановить утраченную привлекательность и чем раньше это произойдет, тем лучше для сохранения внешности.
В то же время разговор о влиянии курения на здоровье будущих детей не должен допускать компромисса. Нужно указать на недопустимость курения во время беременности, грудного вскармливания, так как это уже касается не личного пристрастия женщины, а жизни и здоровья ребенка, нарушения его права на здоровье. И юношам, и девушкам нужно знать о вреде пассивного курения для детей и об ответственности курильщика перед членами своей семьи.
Иными словами, курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в личную жизнь других людей. Этот тезис может найти свое развитие в дискуссии на тему о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать своих родителей в том, что они курят.
Таким образом, можно сформулировать основные темы профилактической работы среди старших школьников:
1. Как бросить курить.
2. Курение, женщина, красота.
3. Курение и материнство.
4. Права курящих и некурящих.
5. Курение и реклама.
Молодых курильщиков надо ознакомить с методами отказа от курения, которые они могли бы применять самостоятельно. Эти приемы могут быть изложены в лекциях и в виде памяток.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Будет ли профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем следует разобраться, чтобы ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос.
- Табакокурение – это проблема.
Конечно, проблема, никто не спорит! Но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение – «страшная проблема». «Мой ребенок курит? Это ужасно!..Не смей курить!». Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле… «Покуривает – плохо, конечно, но, слава Богу, не пьет и не колется. Курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер…Беседу, конечно, надо провести, поругать…» В действительности же от нашего отношения очень много зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но – посмотрите вокруг – число курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака.
- Мы не курим.
Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, тогда и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. В идеале, ребенок, с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.
Притча о здоровой привычке
Сын-подросток пришел как-то домой с запахом табака. Отец же радостно воскликнул:
— Сын, я думал, что ты еще маленький, а ты уже взрослый — курить пытаешься! Не знал я, где найти напарника для бега по утрам, а вот он, вырос! Одна беда, вставать очень рано приходится. Но раз куришь — значит, ты уже взрослый, проснешься! Завтра с утра встанем пораньше и начнем!
Несколько лет они бегали вместе. Отца уже нет в живых. Сын уже своих детей растит, но все так же бегает по утрам — привычка!
- Уважение к некурящим.
В жизни часто бывает не так, как хотелось бы, и в число значимых взрослых подростка входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?
Во-первых, не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится – обоняние у подростков острее, чем у взрослых. Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к вам, а также даст плохой пример: если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых – и никаких проблем. В такой ситуации следует честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, а старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы бросить и даже попробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием вы не подорвете свой авторитет, и ваши отношения станут более доверительными.
Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки и т.д. Такое поведение показывает подростку, что некурение – нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения и курильщики не хозяева положения.
Если вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решением, но не следует активно вовлекать его в этот процесс (особенно это касается младших подростков), т.к. такая ситуация может привлечь излишнее внимание к проблеме и спровоцировать интерес.
Если же вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, вам правится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, тогда вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будьте последовательны в своих действиях и словах!
4. Правила для курильщиков.
В том случае, когда никто из домашних не курит, но у вас есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить у вас дома, в присутствии детей.
5. Единая позиция семьи и школы.
Необходимое условие для успешного проведения работы по профилактике курения подростков – общность позиций семьи и школы. Если вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка. Поэтому ваша заинтересованность и поддержка повысят эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.
6. Поговорите со своим ребенком.
Надо ли с ребенком говорить о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:
·Разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;
·Нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;
·Нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить дальнейший разговор;
·Таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.
7. Установление причин курения.
Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить, и постараться нейтрализовать причины.
8. Фразы, которые не рекомендуется произносить в разговоре с подростком, и предполагаемая ответная реакция на них.
Фраза |
Реакция |
«Ты еще мал курить!» |
«Отлично! Как только вырасту… Хотя я уже взрослый» |
«Чтоб я не видел тебя с сигаретой!» |
«Нет проблем! Буду курить в более приятной компании» |
«Курят только глупые люди» |
«Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят» |
«Не смей курить!» |
«Не надо мне приказывать!» |
«Увижу с сигаретой – выгоню из дома!» |
«Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть» |
«Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь» |
«Это банально, к тому же я не лошадь» |
«Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики» |
«А что, можно попробовать!» |
Подобно тому, как бывает болезнь тела,
бывает также болезнь образа жизни
Демокрит Абдерский
ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ
Особую тревогу общества вызывает стремительное нарастание тенденции злоупотребления молодежью алкогольных напитков и психоактивных веществ. Можно выделить два периода в формировании установки на злоупотребление алкоголем и наркотиками – до и после начала приема. Первичные установки появляются в результате усвоения детьми обычаев, норм и правил, действующих в социальном окружении, их преломлением через собственную личность и отношением к наблюдаемым явлениям. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения. Вторичные установки формируются в результате пробы алкоголя или наркотика и формированием собственного отношения их употреблению.
Поскольку детский алкоголизм и наркомания приводит к необратимым нарушениям здоровья и очень сложно поддается лечению, особенно важна профилактика заболевания.
Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления веществ. Те обстоятельства, что способствуют их употреблению, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействуют как те, так и другие факторы.
Профилактика имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности нейтрализовать факторы риска.
Факторы риска:
- проблемы с психическим или физическим здоровьем ребенка;
- дети, рожденные и воспитанные родителями-алкоголиками;
- общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь, и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
- личностные качества (низкий уровень развития интеллекта, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
- раннее начало половой жизни;
- частые конфликты в семье, низкий уровень дохода в семье;
- плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
- проблемы при общении с родственниками, сверстниками.
Факторы защиты:
- благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
- высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
- высокий уровень достатка, обеспеченность жильем;
- регулярное медицинское наблюдение;
- низкий уровень криминализации в населенном пункте;
- высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
- соблюдение общественных норм.
С психолого-педагогической точки зрения все факторы алкогольной и наркотической зависимости разделяются на факторы среды (объективные) – социально–психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. Соответственно в вопросах профилактики выделяются также два основных направления:
– во–первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация);
– во–вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально–психологическим факторам и воздействиям.
Важными являются навыки ассертивности и отказа от предложения употребить психоактивные вещества. Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки целей, принятия решения, групповой дискуссии, навыки персональной и социальной компетентности, навыки разрешения проблем).
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя и наркотиков удерживает целый ряд защитных факторов:
- чувство юмора;
- внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;
- важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;
- привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам:
– преданность, близость, открытость;
– обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;
– убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа);
– условия, способствующие возникновению привязанностей:
- возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
- успешное овладение необходимыми умениями;
- признание и одобрение умелых действий.
- Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в окружении.
Тормозить себя нужно
на каждом шагу,
и это должно превратиться
в привычку…
Человек без тормоза
— это испорченная машина
А.С. Макаренко
В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации.
Для активнонаправленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях алкоголизации и наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам алкоголизации, наркотизации и отклонений в поведении.
Конечно, среда формирует, но...
Исследования показывают, что подростки, устойчивые к наркотикам, обладают следующими общими качествами:
– они имеют низкие показатели психологической внушаемости, т.е. они самореферентные;
– обладают (часто бессознательно, интуитивно) своими индивидуально-психологическими, достаточно конструктивными способами преодоления стрессовых переживаний и конфликтных ситуаций, умеют без напряжения общаться, уверены в себе, разумны и рассудительны;
– стремятся и способны удовлетворять интерес и любопытство к интимным и таинственным сферам жизни, минуя потерю сознательного контроля, а если такое происходит, умеют отдавать себе отчет в произошедшем, способны к более или менее адекватной самооценке то, что в психологии часто называют способностью к рефлексии.
Отсюда становятся понятными основные базовые направления весьма эффективной психопрофилактической и педагогической работы с подростками.
1. Стрессопрофилактика.
Это не столько нейтрализация стресс-факторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможной, например, таких, как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.), а обучение, воспитание и развитие в нем способности к самостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу их (стресс-факторов) преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции.
2. Снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционных упражнений.
3. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, транс–контрольные психотехники и т. д.).
Все эти три направления работы могут быть организованы при достаточной грамотности педагогического коллектива школы, включающего подготовленных соответствующим образом школьных психологов и социальных педагогов.
Взросление подростков «переполнено» переживаниями внутриличностных противоречий, взаимоисключающих побуждений. Внутренняя противоречивость и мотивационная «расщепленность» на чувственно-телесном (организмическом) уровне проявляются как личностная беспомощность. Если подобное состояние души и тела подростка становятся хроническим, то употребление алкоголя и наркотических веществ может оказаться для него одной из наиболее вероятных альтернатив «плохому самочувствию». Плохое самочувствие – результат не завершаемых столкновений в субъективном пространстве подростка взаимоуничтожающих друг друга потребностей и мотивов.
К сожалению, ни в семье, ни в школе не учат подростка тому, как преодолевать и разрешать внутриличностные рассогласования и противоречия. Здоровый образ жизни как панацея от всех проблем в подростковом возрасте актуально не привлекает. Физкультура и спорт, художественная самодеятельность, интересные экскурсии, книги, участие в олимпиадах, все, что принято называть занятостью подростка, само по себе не обеспечивает ему психологическую устойчивость к возникновению зависимостей. Как показывает практика, не обеспечивают психологическую защиту и пищевые добавки, витамины, диеты. Обучение подростков копинг-стратегиям (стратегиям преодолевающего поведения) в отношении жизненно важных проблем ориентируется на когнитивные, рациональные «подавления» одних (негативных) побуждений другими (позитивными с точки зрения воспитателя). Однако результат такого обучения остается для личности подростка внешним, не находит чувственно-телесного резонанса, а значит отчуждается.
Содействуя подросткам в решении их задач взросления, можно сформировать у них чувственно-телесную и личностно-психологическую устойчивость к негативным зависимостям.
В книге «Профилактика наркотизма: теория и практика» под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого (книгу можно найти по ссылке http://klex.ru/a8q) представлены сравнительный анализ программ профилактики наркомании, а также программа работы с подростками, направленная на содействие им в решении задач взросления как наиболее результативного средства профилактики наркотической зависимости. В программу включены блоки работы с самими подростками, родителями, учителями, а также представлены формы работы с подростками, уже имеющими опыт употребления психоактивных веществ. Комплексный подход, сочетающий в себе все возможные формы работы с подростком и его окружением, позволит обеспечить эффективность профилактической деятельности.
Далеко не каждый человек, даже обладающий хорошими профессиональными знаниями способен эффективно работать с детьми, устанавливать с ними партнерские отношения. Специалист до начала работы должен четко осознать, в каких ролевых позициях он будет выступать перед детьми и к каким последствиям это может привести.
Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют следующие важные способности ведущего:
·Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка);
·Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку;
·Умение нести знания «между слов», т.е. умение пользоваться невербальным компонентом общения;
·Помнить и уважать себя в детском и подростковом возрасте;
·Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности;
·Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.
Специалист должен иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство взрослых. До начала работы по предлагаемым программам, ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают психоактивные вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. В 80% случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, курит ли сигареты, и если да, то зачем. Ведущие профилактических программ для детей и подростков должны стремиться к полному исключению психоактивных веществ из своей собственной жизни.
Профилактическая деятельность в семье
Жизненно необходимой средой для подростка несомненно является семья.
В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.
Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности. В рамках семейной профилактики используются различные программы.
Первый уровень семейных программ – программы для родителей детей и подростов, включенных в профилактическую систему. В рамках этой работы используется ряд аспектов:
·Мотивация родителей на включение в программную деятельность, анализ внутрисемейных отношений, изменение деструктивных паттернов поведения на конструктивные.
·Проведение профилактических тренингов для родителей и всех членов семей.
·Индивидуальная работа с родителями.
·Кроме этого в рамках программ первичной профилактики организуются «родительские экспертные советы», в задачи которых входит экспертиза профилактической программы, проводимой с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности, определение фактов несогласия, замечаний по поводу тех или иных детских или семейных программ, разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.
·Важность включения родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной, школьной и общественной антиалкогольной и антинаркотической политики. Для достижения этой цели родители становятся одним из ведущих и высоко мотивированных групп населения.
В настоящее время замещающие семьи могут испытывать дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи.
Поэтому в рамках профилактической работы с родителями и семьей в целом весьма эффективными являются семинары-тренинги, цель которых:
Осознание и понимание смысла детско-родительских отношений.
Проработка ролевых позиция (Я – ребенок, Я – взрослый, Я –родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживающих отношений.
Работа с самоидентификацией и Я – концепцией родителей.
Проработка личностных проблем, берущих начало из детства и семейных стереотипов родителей.
Осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе.
Осознание и развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений.
Развитие этих ресурсов в родительских и детско-родительских тренинговых группах.
Развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.
Примером таких тренинговых программ могут служить «субботние» семейные программы. В рамках этих программ проводится тренинговая профилактическая работа по субботам в течение четырех часов:
1 час – тренинг с родителями;
1 час – тренинг с детьми;
1 час – детско-родительский тренинг;
1 час – индивидуальные консультации и ответы на вопросы.
Семейные условия, создаваемые замещающими родителями и связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения являются:
* уметь разделять самого ребенка и его проступки: "Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)";
* уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;
* не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;
* стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
* постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: "Мне хорошо с тобой... Я рад(а) тебя видеть... Я по тебе соскучился(лась)... Мне нравится как ты... Ты мой хороший(ая)... Ты, конечно, справишься...".
* стремиться выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.
Семейные условия, определяющие формирование деструктивного «плохого» поведения:
* неопределенные распоряжения без четких границ (часто достаточно одного раза, чтобы донести до ребенка в неадекватной форме важную информацию о том, как получить то, что хочешь. В следующий раз ребенок думает: "Может быть, я поднял недостаточно шума, чтобы получить то, что хочу? Я подниму еще больше шума.");
* отсутствие у родителей между собой содружества и четкой позиции по отношению к детям; например, один из родителей не хочет быть авторитарным и, в результате, оказывается настолько уступчивым и услужливым, что теряет авторитет у ребенка, который начинает использовать слабости родителя, чтобы добиться желаемого;
* игнорирование родителями хорошего поведения одновременно с наказанием плохого (чаще такой оказывается позиция отца);
* неполный контроль, когда родители не знают, где находятся их дети;
* непоследовательные дисциплинарные требования и пустые угрозы; постоянное выражение недовольства ребенком;
* стойкий или затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи; "блоки" внутри семьи, неспособность испытывать общие для всей семьи радости;
* неспособность родителей понимать и сочувствовать потребностям своего ребенка; нереальные родительские ожидания по отношению к нему, то есть те случаи, когда родители ожидают от ребенка удовлетворения своих собственных, нереализованных эмоциональных потребностей;
* вера родителей в воспитательное значение физических и других наказаний.
Алкоголизм и наркомания среди детей и подростков, также как и у взрослых, имеет психологические причины. Поэтому профилактика детского алкоголизма и наркомании, в первую очередь, сводится к тому, чтобы не допустить отдаления ребенка от родителей в психологическом плане, помочь ему справиться с самим собой в непростой возрастной период и найти точки соприкосновения с внешним миром, не связанные с алкоголем. Если к этому добавится контроль над детьми и подростками со стороны школы и государства, то будет сделан решительный шаг к оздоровлению современного общества.
Есть такая притча.
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать.
Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву.
Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…«Разве тебе безразлична судьба детей» - спросили спасатели.
Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы.
Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.
Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.