Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Хотели бы Вы изучать китайский язык
Всего 61 человек
Голосование
Какой предмет для вас самый трудный?
Всего 224 человека
Голосование
Как Вам наш сайт?
Всего 209 человек

24 Ноября мы отметили 80летний юбилей Народного учителя СССР Авраменко Ольги Сысоевны

Дата: 1 декабря 2014 в 08:20, Обновлено 18 мая 2015 в 17:55
1 197 просмотров

                                                  

 

 

                                                     Залог успеха педагога – умение соотносить идеалы, слова и дела.

Народный учитель СССР Ольга Сысоевна Авраменко

 

Ольга Сысоевна Авраменко    родилась 23 ноября 1934 года в поселке Уваровичи Гомельской  области.

Городской посёлок Уваровичи  расположен в 21 км на юг от Буда-Кошелёво, 25 км от Гомеля. Обнаруженное археологами городище, в 1 км на восток от посёлка, курганный могильник, поселение 1-й половины I-го тысячелетия н. э. и эпохи Киевской Руси свидетельствуют про заселение этой территории с давних времён. По письменным источникам известен с 1483 года. В конце XV начале XVI веков входил в Чернигово-Стародубское княжество, владение князей Можайских. В переговорах московских князей с Великим княжеством Литовским часто упоминается в числе населённых пунктов Стародубских волостей. В 1503 году в трактате перемирия между великим князем Иваном III и великим князем  Литовским Александром обозначен как село. В 1508 году упоминается в переписке Василия III и Сигизмунда I по вопросам конфликтов между Московским государством и Великим княжеством Литовским. В 1525 году упомянут как село в Стрешинской волости. С 1566 года в Речицком повете Минского воеводства Великого княжества Литовского. Этой местности присуща особая языковая среда: ощутимо влияние белорусского, русского и украинского языков – трёх языковых культур.

После Раздела Речи Посполитой  - 1772 год в составе Российской империи, местечко. Местечковцы активно сражались против оккупации Гомельщины немецкой армией. 30 ноября 1918 года Уваровичи были освобождены. В 1926 году действовали совхоз «Новый путь», сельскохозяйственная артель, 2 начальные школы, библиотека, сельскохозяйственный кредитный кооператив врачебный и ветеринарный пункты, кирпичный завод, сыроварня, винокурня.                                                                                                                               С 1919 года в Гомельской губернии РСФСР, центр волости. С 1926 года в БССР, с 1938 года городской посёлок. С 8 декабря 1926 года до 17 апреля 1962 года центр Уваровичского района.   

Во время Великой Отечественной войны  около посёлка в августе 1941 года тяжёлые оборонительные бои вели части Красной Армии вместе с ополченцами. Оккупанты в 1942 года убили 247 жителей  - похоронены в могиле жертв фашизма на юго-западной окраине. Освобождён 27 ноября 1943 года. Сейчас поселок насчитывает около 3-х тысяч жителей. На его территории КСУП «Эксбаза Уваровичи», детская школа искусств, дом культуры, большая обновленная школа, городская  библиотека, ООО «Стройматериалы», почта, аптека, отделение сбербанка, 2-ая районная больница, КБО, Уваровичский УПК, Уваровичский дом детского творчества, церковь.                                                                                            

Жители городского посёлка гордятся своими известными земляками:

В городском  поселке Уваровичи  жило два поколения родных Ольги Сысоевны Авраменко, здесь выросла она сама. Сюда, в родную школу, вернулась работать вместе с мужем, односельчанином Кекелевым Василием Тимофеевичем, тоже учителем, после окончания Гомельского педагогического института. Вместе прожили 36 лет, в семье  два сына. Сегодня Ольга Сысоевна счастливая бабушка – у неё  пятеро  внуков.

Из ранних воспоминаний детства Ольги Сысоевны сохранились очень сильные: оккупация, немцы в родном поселке, сгоняющие женщин и детей, мама, крепко прижимающая девочку к себе... Затем, в 1943 году, желанное освобождение. Прерванные занятия в школе возобновились, и Оля вместе с другими детьми снова села за парту.

Семья, в которой росла Ольга Сысоевна, была простая дружная работящая, в ней привыкли  думать друг о друге и ощущать чувство локтя. Жили более чем скромно. Отец, один из лучших трактористов в районе, ушел на фронт, к счастью, вернулся живой. Мать, по мнению односельчан, великая и безотказная труженица, много лет проработала в колхозе, выполняя простую работу. С большим теплом вспоминает Ольга Сысоевна бабушку: "Была она простая крестьянка, неграмотная. Но я думаю, что она была  все-таки   культурным человеком: сколько в ней было так­та, мягкости! Никогда не читала нотаций, не кричала на детей, не наказывала. Каждого человека старалась выслушать, понять".

Истоки и одного из ее педагогических принципов берут начало из этой мудрой, народной гуманистической педагогики – главное не кем быть, а каким быть.

В школу Оля после изгнания немцев вернулась с жадностью, хотелось учиться после томительных дней оккупации. Лучшая в районе школа по тем временам была не­плохая, но не хватало преподавателей, да и книг было очень мало, особенно худо­жественной литературы. "Войну и мир" целиком удалось только прочитать в инсти­туте. Больше всех запомнилась учительница белорусского языка Нина Савельевна Пашевич, которая и стала «путеводной звездочкой» для Оли. Было тогда Нине Савельевне, ныне заслуженной учительнице  школ БССР, только восемнадцать лет. Сама едва закончила десятилетку и сразу стала преподавателем  -  не хватало учителей. "Тонень­кая, грациозная, красивая, очень хорошо читала стихи, вообще любила литературу", - вспоминает о ней Ольга Сысоевна. И еще   одна, главная на взгляд Ольги Сысоевны, черта: ровная, спокойная, очень тактичная. Тогда и решила Оля, что станет учителем, будет преподавать, как и Нина Савельевна, язык и литературу, и хорошо бы стать такой, Нина Савельевна.   Вряд ли тогда осознавала, какой это титанический труд учителя, вряд ли догадывалась, что не спала ночами Нина Савельевна, готовясь к урокам, сколько ей пришлось  выучить стихов ночами наизусть, чтобы детям на уроках литературы было интересно, чтобы не догадались они, что знаний и опыта пока не хватает.

   Затем, в очень трудных и напряженных условиях работы школы послевоен­ных лет, когда приходилось работать, по меньшей мере, за двоих, когда уже на руках были свои дети и семья, Нина Савельевна Пашевич поступает уже второй раз в институт на заочное отделение и заканчивает его уже по специальности русский язык и литература: в школе некому было вести эти предметы.

Ольга Сысоевна считает: что ей повезло, что в жизни была Нина Савельевна. Многие годы они будут потом работать вместе, и всякий раз Ольга Сысоевна будет ощущать её поддержку, её неизменно доброжелательного отношение ко всем людям, ее желание вникать во все мелочи учебного процесса, хотя вряд ли бывают мелочи в воспитании.  Именно ее манеру доброжелательного и тактичного обращения с детьми усвоит Ольга Сысоевна, этот же стиль примет для себя бывшая ученица Ольги Сысоевны Авраменко, учительница русского языка и литературы  - Васильцова Валентина Константиновна.

Так что сомнений "кем быть" почти не было, если не считать очень небольших колебаний: двоюродные сестры поступили в медицинский институт, агитировали поступать туда и Ольгу учиться на врача, интересно рассказывали о своей профессии. Казалось,  действительно, во врачевании людей заложен высокий смысл и польза, да и с про­фессией учителя много общего. "Но когда подумаешь об ощущениях, очень специфи­ческих, какие приходится врачу испытывать… Нет, не могу..." - это было окончатель­ное решение. Так, после очень недолгих колебаний был сделан выбор.

В 1952 г.Ольга Сысоевна поступила в Гомельский педагогический институт на отделение русского языка и литературы: осталось неудовлетворенным страстное желание читать, познакомится с мировой литературой, приобщиться к сокровищам культуры."Нельзя сказать, чтобы институт дал нам очень многое. Дал, правда, возможность много читать. В институте была хорошая библиотека. Курс советской литерату­ры читали хорошо. По русскому языку был требовательный преподаватель. Позднее нам очень помог руководитель школьной практики. Вообще уровень преподавания был средний. А вот методику обучения давали очень слабо – самые общие представ­ления о структуре урока и все...» - вспоминает Ольга Сысоевна.

Не было тогда в институте после войны и научных студенческих обществ, семина­ров, лекториев. «Когда я начала работать, сразу почувствовала нехватку психолого-педагогических знаний и методических. Ведь учителю нужно узнать ученика, изучить его, понять возможности человека, как следует говорить с учениками с учетом их возраста и возможностей». Позднее, через несколько лет, Ольга Сысоевна более точно сформулирует свое учительское кредо: "У ребенка есть умения и навыки, с которыми он пришел к тебе в класс, - изучай их, развивай и совершенствуй".

«К концу обучения была педагогическая практика. Я давала свой первый урок. Помню, тщательно готовилась. Изучали стихотворение Исаковского. Он прошел - в памяти не осталось. Помню только, что руководитель педагоги­ческой практики подошел потом и долго интересовался, сколько лет я работала в школе. Кажется, тогда урок получился».

В общем трудности были таковы, что учителю, получившему определенный багаж знаний и не получившему хорошей  профессиональной психолого-педагогической и методической подготовки, пришлось для себя почти все открывать заново. «Я считаю, что все решает для человека самообразование", - говорит Ольга Сысоевна. Это один из тех человеческих и педагогических выводов, который пришлось сделать начинающему учителю. Самообразование стало комплексатором многого. Было прочитано немало методической литературы, журналов "Русский язык в школе","Литература в школе",помогли в работе пособия Т.А. Ладыженской по методике и практике сочинений, монография З.Я.Рез "М.Ю.Лер­монтов в школе", работы Айзермана, многих других авторов, но   это все было позднее, в 60-е и 70-е годы, когда такие монографии в помощь учителю стали появляться. До этого же многое методом поиска, проб и ошибок приходилось постигать самой прямо в работе.

Так постепенно складывался опыт: сказывалось чтение методической литературы, многое постигалось в опыте коллег: эмоциональному рассказу училась у Лиен Л.А., учительницы русского языка и литературы, коллеги по школе; у учительницы Пенчинской 8-летней школы Кравченко Л.Н. Многое "под­сказывали" сами ребята. Так, например, известно, какой нравственный и эстетический потенциал заключает в себе литература. Но как донести этот потенциал, какими словами, чтобы сделать его доступным? Как сделать так чтобы слово формировало душу? Чтобы было интересно. По peaкции ребят на уроках поняла, что в обучении нужно исходить из их опыта.

Ольга Сысоевна оптимистично относилась к детям. Она училась у своих учеников доброте, принципиальности, требовательности.  Этими качествами обладает ее лучший ученик - Саша Шабловский, ныне ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы».                                                                                

У Ольги Сысоевны Авраменко первая запись в трудовой книге сделанная в 1956 году, так и осталась единственной: принята учителем русского языка и литературы. Если, конечно, не считать записей о наградах. За свою педагогическую деятельность Ольга Сысоевна награждалась не раз: в 1971 г. -  орденом «Знак почета»,  в 1973г  присвоено звание заслуженного учителя БССР; в 1978г. она удостоена Почетной грамоты Верховного Совета БССР,  а 1979г. присвоено звание «Народного учителя СССР» - удостоверение №1. В 1980 году Ольга Сысоевна избиралась депутатом Верховного Совета БССР. По её депутатскому запросу спроектировано и построено новое здание Уваровичской школы.

В 1986 году Авраменко Ольга Сысоевна являлась делегатом XXVII съезда КПСС в г. Москва, где работала в секретариате. И, отправляя депутатский запрос, о строительстве нового здания Уваровичской школы мечтала: « Школа будущего - прежде всего творческий коллектив педагогов, с едиными задачами и требованиями.» Сегодня  Народный учитель СССР - Ольга  Сысоевна  частый гость в родной школе, её старания увенчались успехом – в 2001 году школа переселилась в новое современное здание. Сегодня Уваровичская ГОСШ это  - 327 учеников 46 учителей  40 современных  кабинетов,  группы, углубленным изучением английского языка классы с профильным изучением математики и информатики, белорусского и русского языка и литературы, химии и биологии дифференцированное обучение учащихся в 5-11   классах,   факультативы,   курсы по выбору

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что у учителя есть прекрасная возможность повториться в своих учениках. Повториться в них добротой, желанием делать жизнь вокруг лучше.

Вспоминает одна из бывших учениц Ольги Сысоевны -  Камейша Светлана Ивановна, теперь педагог Уваровичской ГОСШ: "Я очень люблю  Ольгу Сысоевну, как человека. Она для нас была очень многим. Всегда была красивая, аккуратная, подтянутая, и это очень нравилось. Мы, конечно, были не "подарки". Мальчики были в классе такие, что могли с урока иногда уйти или сорвать. Но по отношению к Ольге Сысоевне, ничего себе не позволяли. Если они в чем-нибудь провинились, то стоило ей посмотреть, они тут же опускали глаза. Она никогда не кричала на ребят, чаще спрашивала: "Подумайте, хорошо вы это сделали?" взывала к совести.

Вообще интересно мы тогда жили, уроки литературы были очень интересные. Мы узнавали то, что не было в учебнике. А вечера! Все готовились, волновались! Самые трудные ребята в них тоже участвовали.

После уроков Ольга Сысоевна никогда не спешила домой. Помню, мы часто собирались у нее в саду. Там была такая скамейка. Так вот мы   на нее сядем, болтаем,  обсуждаем наши дела, хохочем, Ольга Сысоевна тоже, вовсю смеется с нами. Мальчики наши в те минуты прямо ручными становились.

Сейчас многие разъехались.  На праздники ее открытками и письмами заваливают. Если приезжают в  Уваровичи, обязательно заходят к ней»

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.